г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

Станет ли Сельга этнодеревней?

16 сентября 2020

— Выделить 70 миллионов рублей на реставрацию одного дома у нас рука не поднимется, — заявил глава республики Артур Парфенчиков после осмотра знаменитого дома Дубровина в Большой Сельге, — если не найти идеологию развития и сохранения всей деревни.

Правительственная делегация посетила деревню в ходерабочей поездки по Олонецкому району.

— Самое главное, — считает Артур Олегович, — должна быть какая-то идея, ведь дому нужно как-то жить после реставрации. Музей в нём будет, гостиница или что-то ещё. В моём понимании, должен быть человек, который скажет, что готов выкупить этот дом и сделать на его базе точку притяжения для туристов.

По словам министра национальной и региональной политики Республики Карелия, куратора Олонецкого района Сергея Киселёва, стоимость реконструкции дома Дубровина составляет порядка 70 миллионов рублей. И когда эти деньги отобьются?

— Да никогда! — ответил глава республики. — Это скорее вопрос сохранения культурного наследия. Здесь ведь какая история: должны существовать база туристическая, ТОС. Нас бы встретили представители ТОСа и сказали, что готовы работать, что есть план. А в Сельге кто нас встретил? Из местного населения, готового заниматься такими вопросами, нас встретил только фермер Рустам, приехавший 13 лет назад из Таджикистана. Вот в Киндасово мы приехали, там нас встретили местные жители, готовые развивать свою деревню. Мы им помогаем. А кто
готов заниматься развитием Большой Сельги? А то только одни разговоры…

— ТОС у нас создано, называется «Успех», — вступила в разговор глава Куйтежского сельского поселения Людмила Хейнонен (дом Дубровина
числится на балансе поселения — прим. авт.). — Я найду несколько человек, готовых заняться проблемой. А пока два года администрация поселения ходит по судам, инициированным Управлением по охране объектов культурного наследия РК. Ведь по закону мы обязаны содержать дом Дубровина в надлежащем состоянии, но фактически не имеем на это средств. Написали проект на получение гранта, но, к сожалению, ничего не выиграли.
— В моём понимании, — продолжил Арт ур Олегович, — необходимо сохранить историческое ощущение присутствия здесь карельской деревни. Сельга — красивое место. Здесь так и напрашивается постройка мини-отеля. Но попробуйте в доме Дубровина создать отель, соответствующий всем требованиям! 

Быть может, имеет смысл построить реплику (точную копию). Поверьте, дом Дубровина в нынешней ситуации — не главная проблема для деревни. Ни один предприниматель не потратит на него 70 миллионов рублей, да и у нас рука не поднимается. Можно, например, разработать программу получения грантов по восстановлению домов в национальной деревне. Выделять тысяч по 300 или даже по 500 тем, кто предоставит проект. За 70 миллионов рублей мы можем 140 домов в карельских деревнях привести в порядок.

Но, опять же, это местное население должно решить. Местные жители, как я понял, не очень хотят, чтобы сюда приезжало много туристов. А малое количество туристов не имеет смысла. Господь дал красивую природу, хорошую историю, интересные обычаи, уникальную архитектуру. Надо это использовать, тогда можно жить.

В 2003–2004-м годах дом Дубровина был отреставрирован в рамках совместного карельско-шведского проекта поразвитию сельской местности. Декоративную отделку по сохранившимся фрагментам воссоздал олонецкий мастеррезьбы по дереву Юрий Бобин. На сегодняшний день всё, что ещё осталось от дома, представляет печальное зрелище.

Похоже, что Дмитрий Нагиев во время съёмок фильма «Сонька-Золотая ручка» стал последним, кто выступал с балкона дома Дубровина. Сейчас даже проникнуть внутрь дома просто опасно для жизни.


Подготовил Андрей ВОЛКОВ

Написать комментарий