В ДОБРЫЙ ПУТЬ!(к 50-летию открытия железной дороги Олонец–Лодейное Поле)
24 декабря 1971 года из Лодейного Поля в Олонец прибыл первый поезд. В тот незабываемый день на украшенной железнодорожной станции собралось много олончан и гостей города, царила приподнятая атмосфера.
И вот раздался гудок тепловоза, военный духовой оркестр заиграл марш. Под аплодисменты встречающих состав подошёл к перрону вокзала. В кабине тепловоза — первоклассный машинист, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Владимир Бочков. Председатель государственной комиссии, заместитель начальника Октябрьской железной дороги Анатолий Нестеренко перерезал красную ленту. Затем состоялся небольшой митинг. Выступавшие с импровизированной трибуны с гордостью говорили, что ударная комсомольско-молодёжная стройка завершена, железнодорожная линия Олонец–Лодейное Поле — в строю, стальное кольцо вокруг Ладоги сомкнуто. Вечером в Олонецком районном Доме культуры состоялось торжественное собрание, на котором большая группа строителей была награждена почётными грамотами карельского обкома ВЛКСМ, олонецкого райкома КПСС и райкома ВЛКСМ.
В настоящее время немногие знают, что строительство дороги, имеющей большое стратегическое, народнохозяйственное значение, Родина доверила железнодорожным войскам. За три года коллективу путевой механизированной колонны, монтажникам 11-го мостотряда треста «Мостострой» предстояло проложить железнодорожную линию протяжённостью 51 километр.
На строительстве трудились парни из разных уголков нашей страны, призванные в железнодорожные войска. После прохождения курса молодого бойца и принятия присяги новобранцы получали необходимые для работы на стройке специальности. Жили солдаты в палаточных городках и по мере продвижения строительства базировались в Олонце, Мегреге, Инеме, Лодейном Поле.
На вооружении у строителей была мощная техника: экскаваторы, самосвалы, скреперы, бульдозеры, путеукладчики, тепловозы. В любую погоду с утра до позднего вечера кипела работа. Иногда не выдерживала техника, но выдерживали люди. Среди отличившихся — экскаваторщик Михаил Сечко, скреперист Абдулла Абдуллаев, бульдозерист Ионас Болюнас, газоэлектросварщик Александр Торяник, мостостроевец Александр Кодлубай, путеец Сергей Володин, шофёры КрАЗов Сергей Ульянов, Александр Игнатенко и др.
Строители выполнили большой объём работ: отсыпали более двух миллионов кубометров грунта, через ручьи уложили 32 бетонных трубы большого диаметра, произвели укладку и балластировку пути, планировку железнодорожных откосов, устройство водоснабжения станции. Почти год пробивались через инемские болота и топи, выбирая торф и возводя насыпь. После болот прошли высокие песчаные косогоры и две горы на подступах к реке Свирь.
Мостостроители возвели мосты через реки Олонку, Мегрегу, Инему, Свирь. Мост через величавую Свирь является одним из самых сложных гидротехнических сооружений на Северо-Западе. При его строительстве использованы 20 тысяч кубометров бетона и железобетона, сотни тонн металлоконструкций, которые скрепляют 150 тысяч заклёпок. 15 декабря было уложено последнее звено дороги, и бригадир-путеец Владимир Островский забил «серебряный» костыль. Тогда у Геннадия Зорина, корреспондента районной газеты, родились эти строки:
Нет дружнее семьи комсомольской!
И с размаху, мол, наших знай,
Вбил последний костыль Островский —
Не беда, что не Николай.
Все корчагинцы — эти ребята.
Как когда-то на Братской ГЭС
Им сказала Родина: «Надо!»
И они ответили: «Есть!»
Владимир КАЗНИН Фото автора
P.S. Свой вклад в стройку внесли олонецкие электрики, связисты. Строители ПМК-369 возвели на улице Урицкого 56-квартирный дом для работников железной дороги. На первом этаже здания тогда располагался промтоварный магазин Олонецкого торга, в настоящее время — районная библиотека.
0 комментариев