г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

«ХОЧУ В ТЕЛЕВИЗОР»

30 января 2022

Недавно республиканская газета для детей и подростков «Моя газета +» устроила для своих юнкоров онлайн­встречу с телеведущей карельского телеканала «Сампо ТВ 360°» Натальей Кузьминой. Участники конференции узнали много нового и интересного, а ещё увидели обстановку студии прямого эфира. Наталья рассказала о своём пути в журналистику:

— Я родилась в Петрозаводске, и моё первое знакомство с телевидением состоялось в школе. Раньше на канале «ГТРК «Карелия» была информационная программа для школьников «Сорока». В восьмом–девятом классах я была там корреспондентом школьных новостей. Нас учили профессиональные режиссёры, опытные телеведущие. Ещё я писала в «Мою газету +». Даже устраиваясь на работу, приносила образцы опубликованных там статей. Затем поступила в ПетрГУ, на факультет политических и социальных наук. Даже не знаю, почему сделала такой выбор, ведь с детства я говорила, что «очень хочу в телевизор». Однажды, во время студенчества, увидела бегущую строку на канале «Петронет»: «Мы набираем корреспондентов». У меня не было образования и большого опыта, но я решила, что хочу попробовать.

Было много желающих устроиться корреспондентом, но я оказалась в числе трёх счастливчиков. Меня взяли на испытательный срок работать в программе новостей. Новости можно назвать моей телевизионной школой жизни: пять лет я их снимала, делала сюжеты. По вечерам редактор учила нас, ведь мы — новички, пришли без образования. Так я очно училась в университете и работала каждый день. Однажды получила недопуск к сессии. Подтянула хвосты и сдала сессию, но поняла, что я не на своём месте и решила поступить в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, который потом успешно окончила. Я училась там шесть лет и параллельно работала. Моя специальность — режиссёр телепрограмм, журналист.

Так, с 2007 года я работаю на Невского, 65. Сначала это был «Петронет», потом — «Сампо ТВ». Когда канал «Сампо ТВ» расформировался, я как раз ушла в декретный отпуск, а когда вернулась, зародилось новое телевидение «Сампо ТВ 360°». Спустя пять лет я стала вести новости, мой первый эфир был прямым и так по нарастающей: прямой эфир, серьёзные съёмки, ездила на различные форумы, посетила пресс-конференцию президента Владимира Путина. Сейчас я, как и все корреспонденты канала, работаю над программой «Тема дня». Ещё у меня есть своя передача «Большие новости» — это итоговая программа за неделю. Я на телевидении уже 14 лет, люблю свою работу и другой для себя не вижу.

Юнкоры задали интересующие вопросы телеведущей:

— Расскажите подробнее про Ваши обязанности.

— Я веду программы, снимаю сюжеты. Для своей программы я придумываю темы, ищу героев, выезжаю к людям на интервью в команде с оператором, выбираю синхроны (видеофрагменты интервью), пишу текст, записываю стендапы (видеоматериал, когда журналист работает в кадре).

— Телеведущий — это больше диктор или журналист?

— Это в первую очередь журналист. Каждый ведущий должен пройти опыт корреспондента, чтобы понимать, о чём и кому мы говорим, ориентироваться в темах.

— Какие качества необходимы телеведущим?

— Стрессоустойчивость, особенно, когда работаешь в прямом эфире. Телевидение — живой организм, произойти может всякое. Нужно умение работать с камерой, не надо её бояться. Следует представлять за камерой людей, а не просто говорить в объектив. Любому журналисту, в том числе и телеведущему, ­нужна любознательность и заинтересованность. А ещё необходимо умение быстро собраться. У меня был случай, когда за три минуты до начала эфира оказалось, что ведущая не может выйти в прямой эфир. Мне пришлось очень быстро приготовиться и с лицом, как будто всё так и должно быть, отчитать эти новости. У ведущего должна быть грамотная речь и умение правильно интонировать, выделяя главное в тексте, чтобы не тараторить. Но самое важное — это любопытство.

— Расскажите подробнее, как именно Вы работаете с голосом?

— Мы должны новости не читать, а рассказывать. Понятно, что перед глазами телесуфлёр, но если зритель услышит, что вы читаете, ему будет неинтересно. В своей обычной речи мы выделяем интонацией главные слова, так нужно делать и в эфире. Перед эфиром мы делаем небольшую гимнастику на речевой аппарат.

— Сложно ли быть телеведущим?

— Мне кажется, любая работа непроста. Иногда бывает сложно взять себя в руки, хотя с опытом это приходит. Когда заходишь в студию, оставляешь всё, что с тобой произошло за день, все беспокойства и проблемы за дверью. Есть я, есть мой зритель.

Бывает сложно не засмеяться, когда случаются смешные ошибки. Бывают случаи, когда допускаешь ляп, видишь за камерой дёргающиеся плечи смеющегося оператора, через прозрачный экран видно, как режиссёры лежат на пульте от хохота, но ты должен собраться и дальше читать серьёзный материал.

— Как много людей участвует в съёмке новостей?

— Много: корреспонденты, операторы, координаторы, редакторы, звукорежиссёры, режиссёры монтажа, менеджеры головной станции, системные администраторы. Мы не штампуем продукцию, каждый день кипит творческий процесс, общение, возникают идеи. Так что над двухминутным сюжетом может не один день работать большая команда людей.

— Сложнее ли стало работать с наступлением пандемии?

— Сложнее. Мы не прекращали работу, когда многие сидели на карантине. Мероприятия не проводились, а выпуск новостей никто не отменял. Но мы выходили из трудного положения креативными способами: снимали сюжеты на платформе «Zoom» из дома или на телефон, нам что-то присылали люди. Сейчас стало проще: большинство сотрудников привиты, поэтому можем посещать мероприятия.

— Что Вас так заинтересовало в Вашей профессии?

— В детстве мне просто очень хотелось «попасть в телевизор». А сейчас главный и самый приятный стимул для работы — это моменты, когда удаётся помочь людям: собрать деньги на операцию ребёнку; чтобы из приюта забрали животное; подтолкнуть различные ведомства на какие-то шаги, например, асфальтирование пыльной дороги. Вы не представляете, как приятно потом получать благодарности от людей. Так круг друзей и знакомых постоянно расширяется.

— Были ли у Вас сомнения в своих силах, пока Вы шли к своей цели?

— Были, и не только у меня. Когда я шла на свой первый прямой эфир, безумно переживала, у меня тряслись колени, руки, губы. Я его отвела, и меня встречали, как героя: все вышли из кабинетов в длинный коридор и хлопали. Сейчас я уверена в себе, и редакторы могут на меня положиться, но изначально не все в меня верили.

— А есть ли у Вас какие-то приёмы, чтобы побороть волнение перед эфиром?

— Приёмов у меня нет, но волнение присутствует всегда. Вообще перед эфиром через специальную петличку, которую мы надеваем на ухо, мы слышим голос режиссёра, который ведёт обратный отсчёт: «десять, девять…». Мне кажется, тут никакие приёмы от волнения не помогут. Вообще, как мне объясняет главный редактор, если волнения нет, то ты ведёшь посредственно. На адреналине ты включён в процесс, сосредоточен и заинтересован. Когда слышишь «Вышли!», чувствуешь такой прилив безумной энергии. Но меня прямой эфир выматывает: сначала я чувствую эйфорию, а потом усталость.

— Расскажите про Ваши самые запоминающиеся репортажи и рабочие поездки.

— Безумно интересным опытом для меня была пресс-конференция Владимира Путина. Туда съехались коллеги со всей страны, мы общались, многие писали стендапы, ходили корреспонденты канала «Россия 24», известные журналисты, например, Ирада Зейналова. Это было круто.

Важным для меня является сюжет «Дети Винярской» — это запутанная история. С ним я выиграла региональный конкурс «В фокусе — детство». История вышла на первом канале, на «НТВ» и на крупных каналах в «Телеграмм».

— На кого Вы ориентируетесь, чтобы развиваться как телеведущая?

— Я преданный поклонник Екатерины Андреевой. Ещё мне нравится ведущая Ника Стрижак. Когда я училась, она дала нам прекрасный мастер-класс на «Пятом канале», позволила прочувствовать всю атмосферу студии.

— Сколько длился Ваш самый долгий эфир?

— Шесть часов, это был предновогодний эфир. К нам приходили гости, мы что-то обсуждали, шутили.

— Расскажите, пожалуйста, про забавные моменты в студии.

— Однажды, когда шёл ремонт, в прямом эфире начала осыпаться штукатурка с потолка прямо на стол. Часто залетает муха и начинает жужжать прямо у лица. Один раз в аквариум (пространство за экраном между ведущими и режиссёрами) залетел голубь и начал биться в экран, ребята его ловили, а я хихикнула.

— Выезжали ли Вы в какие-то другие города и страны , чтобы записать репортаж?

— В другую страну я по работе ещё не ездила, но была в Санкт-Петербурге, Москве и, конечно, во всех районах Карелии, даже в самых маленьких уголках и деревнях республики.

— Отказывались ли когда-либо отвечать Вам на вопросы?

— Конечно. На вопросы журналистов, особенно неудобные, отказываются отвечать часто. Но даже отказ от комментария — тоже комментарий. Только вопрос, в чью пользу.

— Как Вы считаете, журналист-телеведущий — это призвание?

— Думаю, да. Этим надо жить и гореть. Телевидение — вторая семья, мы проводим много времени на работе. Здесь я познакомилась со своим будущим мужем, здесь работают мои лучшие подруги. Телевидение не для тех, кто хочет иметь стабильный график, здесь нужно быть готовым сорваться на работу в любое время.

Подготовила Дарья СОКОЛОВА

Написать комментарий