г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ИСПОВЕДЬ НА СЦЕНЕ

2 февраля 2022

9 января в зале Олонецкого центра творчества и досуга драматический театр «Апрель» из Лодейного Поля показал спектакль «Если ты уйдёшь».

Перед началом спектакля главный режиссёр театра Вадим Романов поприветствовал зрителей: «Мне очень приятно, что от вас на каждую нашу премьеру в Лодейное Поле приезжает целый автобус с верными, любимыми зрителями. Я думаю, что теперь и мы всегда будем к вам приезжать. А ваша задача — приводить с собой как можно больше друзей. До этого «Апрель» был в Олонце один раз со спектаклем «Это, девушки, война». В нашем репертуаре больше 30 спектаклей, а в прошлом году мы отметили тридцатилетие театра. У нас хорошие артисты и, как выясняется, очень хорошие зрители не только в Лодейном Поле, но и в Олонце. Мне кажется, это начало нашей большой дружбы».

Когда открылся занавес, зал увидел необычные декорации: деревянные стенды, раскиданные стулья, рассыпанные листья. В этом запущенном месте главный герой («Дон Жуан») размышляет. Над ним вьётся дым, который не раз ещё появится на сцене, когда персонаж будет делиться своими воспоминаниями.

Спектакль рассказывает нам трагичную историю о паре, которая планирует пожениться. Они оказываются в заброшенном старом кафе, где их встречает странный мужчина, которого впоследствии будут называть «Дон Жуаном».

Жених Натальи узнаёт, что свидетель бракосочетания не может приехать, и пара просит стать свидетелем мужчину из кафе. Пока они ждут назначенного времени для заключения брака, «Дон Жуан» надевает красный клоунский нос, парик и по просьбе жениха развлекает их, рассказывая про своих многочисленных возлюбленных, раскрывая свой донжуанский список.

Он хвастается: «Для меня женщина, как открытая книга» и, гадая на кофейной гуще, рассказывает много фактов о Наталье, шепчет ей на ухо какой-то секрет, которым она не хочет делиться с женихом. Из-за этого они ссорятся. Наталья вспоминает, где видела этого мужчину, и понимает, откуда он знает про неё. Он профессиональный хирург, который несколько месяцев назад при осмотре советовал ей не делать аборт.

«Дон Жуан» вспоминает женщину, которой он всю ночь однажды рассказывал о своей жизни. Его душа переполнена чувствами, и он говорит, что не сказал и половины того, что хотел бы. Со слезами на глазах он читает стихотворение Юрия Визбора «Если ты уйдёшь», а затем уходит привести себя в порядок. Позже Наталья понимает, что «Дон Жуан» рассказал не про многочисленных любовниц, а про одну свою жену, и что этот ночной разговор был их последним разговором перед похоронами.

Жених и невеста осознают противоречия их отношений. Наталья сравнивает будущего мужа с «Дон Жуаном». Её жених живёт только внешней жизнью, а «Дон Жуан» не забывает о душе, он со­всем по-другому относится к женщинам. Вспыльчивый жених оправдывается: «Я что виноват, что мне в детстве никто не читал «Фауста» и не водил на Чайковского? Я живу в мире акул, где меня могут в любой момент сломать и сожрать, где надо быть стальным, чтобы выжить, где никто не интересуется ни тобой, ни твоей внутренней жизнью. Я себя сделал сам, мне теперь трудно измениться».

Чем же закончился спектакль? Счастьем двоих и разочарованием, шоком жениха Натальи. Она делает предложение «Дон Жуану» и убегает с ним на бракосочетание. Отверженный жених страдает.

Вот что о спектакле и о театре «Апрель» рассказал главный режиссёр театра, заслуженный артист России Вадим Романов:

«Валентин Красногоров — автор пьесы «Его донжуанский список», по которой поставлен спектакль, — наверное, последний романтик России. Он раскрывает удивительные темы любви, верности, предательства, которые отвечают нашей народной традиции. Пьеса очень мощная, цельная, она о настоящей любви. Поэтому мы её взяли, всё чистое по чувствам мы берём в репертуар. Вообще, наш театр — театр-исповедь. Этот спектакль — исповедь человека, который прожил жизнь в любви и остался ей верен. А другой персонаж только начинает жизнь и хочет такого же глубокого чувства.

Мы всегда очень скрупулёзно и аккуратно работаем с текстами. Разворачиваем свиток текста, разбираем каждое предложение, слово, мелодику, эмоции, которые там заложены. Затем сворачиваем его и показываем спектакль зрителям. Чем лучше мы проработали текст, чем глубже он запал в душу, тем лучше передаётся эмоция в зал. Сюжет мы не переиначиваем вообще, раскрываем автора. Кстати, Валентин Красногоров посмотрел наш спектакль и сказал, что он один из лучших по этой пьесе.

Спектакль мы поставили в 2016 году. Пять лет для постановки — это серьёзно. Что-то уже доведено до автоматизма, но некоторые моменты, например, когда Андрей Юрьевич рассказывает истории, каждый раз переживаются по-новому. Это видно по влажным глазам и эмоциям, которые перехлёстывают через четвёртую стену. Так вышло, что жизненный опыт Андрея Юрьевича сросся с историей в постановке.

Несмотря на то, что возрастное ограничение — 16+, эта пьеса скорее рассчитана на людей старше 30 лет. До этого возраста у человека другие приоритеты.

Я всегда хочу, чтобы зритель выходил из зала немного по-другому настроенный на жизнь, чтобы видел себя правильнее, чтобы его жизнь немного улучшилась. У нас было много примеров, когда пары входили в зал, поссорившись, а во время антракта мирились. Я лично слышал, как женщина уходила со спектакля и говорила: «Зараза, я сейчас ему позвоню. Наверное, мы оба были неправы». Этим и отличаются работы театра «Апрель»: мы всегда за здоровую семью, отношения, за всё богатство человеческих чувств.

Постановки в театре — это, как бусины в ожерелье. Мы тщательно подбираем эти бусины, пытаемся создать красивое и настоящее ожерелье. Каждый спектакль уникален, но их соединение создаёт портрет театра. Жители Тихвина, Волхова, Бокситогорска, где мы выступаем, говорят, что во многом наш театр — лучший в Ленинградской области. Я думаю, что наше честное отношение к работе рождает такую реакцию. Ведь исповедь очень честная. И человек, исповедуясь, понимает, что он сотворил, что наделал и осознаёт, к чему он может прийти.

Действительно, спектакль раскрывает вечные темы любви, искренности, поиска счастья. Ведь оно было совсем рядом и, зная человека только два часа, героиня сделала ему предложение, перевернувшее её жизнь. Она была в шаге от ошибки, от брака без настоящей любви. Чтобы полностью проникнуться этой историей, найти сходства со своей жизнью, спектакль лучше смотреть парами.

Выходя из зала, я слышала положительные отзывы зрителей о постановке: «Хорошо выступают, от души», «Втроём, наверное, сложно держать весь зал». Актёрам удалось захватить внимание: своими голосами, движениями, настоящими слезами они точно передавали образы персонажей, их настроения. И хоть зрителей было не­много (кстати, они пожелали видеть в городе больше рекламы подобных мероприятий), аплодисменты звучали долго и громко.

Актёры тоже поделились своими мыслями и впечатлениями по поводу спектакля.

Андрей Мокеев, сыгравший «Дон Жуана»:

— Материал очень чудный, он мне нравится. Когда мы только начинали репетировать, пьеса рвала меня на части, я не могу играть её спокойно. Основная мысль (как пел Джон Леннон)— All you need is love (Всё, что нам нужно, — это любовь). Эта пьеса о чистом чувстве, которое порождает любовь. Здесь стоит вопрос о том, как это получается. Оказывается, героиня искала настоящую любовь, но из-за того, что мы заражены бытом, производственными проблемами, мы забываем о ней. За два действия спектакля она возникает, крепнет и побеждает.

Ксения Максимова, сыгравшая Наталью:

— Мне кажется, что спектакль о какой-то безысходности. Когда люди уже долго вместе, но непонятно, насколько это любовь, возможно просто привязанность, которая не особо устраивает. Однако так живут многие. И вдруг у героини появляется альтернатива, она видит другое отношение к женщине и что-то в ней зарождает другое чувство.

Дмитрий Гульнев, сыгравший жениха Натальи:

— Тема — любовь, а это, на мой взгляд, самое важное чувство. Мы видим две пары: и там, и там любовь, но вторая, которая вдруг возникает, оказывается ценнее первой. Многие так и принимают первую любовь в спектакле за чистую монету, но есть нечто неуловимое и, если человеку удаётся это заслужить, если он способен это увидеть, принять и сохранить, он имеет шанс быть счастливым.

После прочтения пьесы в первый раз я радовался со слезами на глазах. Я увидел, как одна пара чуть не совершила ошибку, но им хватило смелости избежать её. За пару часов героиня смогла кардинально поменять свою судьбу. Значит, она была готова к этому, и когда выпал шанс, она совершила смелый поступок, осталась честна перед собой. В спектакле много текста, но мне кажется, что любовь не нуждается в словах, она угадывается по взгляду, по отношению. Желаю, чтобы в зрителях после спектакля укрепилась вера в любовь, понимание, что нужно быть готовым встретить её и принять, что это никогда не поздно. Важна вера в то, что человек не одинок в этой жизни, что счастье есть и оно придёт.

Дарья СОКОЛОВА

Фото автора

Написать комментарий