г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ЧУДЕСА НА СЦЕНЕ

8 мая 2022

«Нет ничего невозможного, моя дорогая Алиса», — сказал мальчик Додо главной героине сказки «Приключения Алисы в стране чудес». «Верное замечание», — подумалось мне при просмотре постановки по мотивам этого произведения, роли в которой исполняют юные участники театральных студий «Прима» и «Творчество». Они играют в таком масштабном и многогранном спектакле первый раз.

Студии

Эти студии появились два года назад. Валерия Барышникова проводит занятия для детей младшего школьного возраста в студии «Прима», а ребята постарше занимаются в «Творчестве» у Марии Няккоевой. В этом году усилия были объединены ради спектакля — в нём играют все участники студий. Над постановкой также работали: однокурсница Марии — Мария Болотина из Петрозаводска, переработавшая текст этого большого своеобразного произведения в сценарий постановки; костюмер Нина Андреева; художница-декоратор Юлия Аникиева.

Спектакль

Премьера состоялась 25 марта — в последний учебный день третьей четверти. Было организовано два показа для ребят школ №1 и №2 Олонца. Ещё один показ для всех жителей города состоялся 5 апреля.

Первым зрителей встретил милый интеллигентный мальчик (Додо), ставший проводником в мир сказки. Занавес открылся, и зал окунулся в атмосферу волшебства. Внимание сразу привлекли интересные декорации: часы и игральные карты, парящие над сценой. На ней появилась девочка Алиса, тут же начал носиться суетливый и вечно опаздывающий белый кролик. Когда Алиса решила прыгнуть за ним, свет погас и зал замер, наблюдая за долго падающей героиней, которую окружали летающие около неё различные светящиеся предметы.

После всем известных манипуляций с ростом зелёный свет, таинственный дым и завораживающая музыка перенесли зрителей в чудесный лес с его обитателем — большой медлительной гусеницей, роль которой прекрасно исполнила Дарья Легчило. После встречи с улыбающимся Чеширским котом Алиса попала на вечное чаепитие к Шляпнику и его компании. В конце этой необычной встречи Шляпник дал ей ценный совет: «Теперь не теряй времени. Раз потеряешь — уже не найдёшь».

Алиса попала к Красной королеве, в ожидании прихода которой её подданные — червонные карты — красили белые розы в алый цвет. Как впоследствии рассказали режиссёры, эти красивые ажурные цветы (величиной с человека) создавались руками всего коллектива ЦТД. Когда является властная королева, в зале несколько раз оглушительно звучит «Голову с плеч!». Чеширский кот отказывается целовать ручку Её Величества, и над ним устраивается суд, во время которого королева заявляет: «Сначала казнь — приговор потом!».

Это загадочное произведение ожило в яркой постановке, предоставив зрителям возможность поразмышлять над смыслом иногда абсурдных диалогов, встреч с различными героями и их странными умозаключениями. А Алиса, вконец запутавшаяся в происходящем, взяла и… проснулась. Но уже другим человеком.

И зрители уходили после спектакля, глядя на этот мир по-другому: с новыми мыслями и выводами. На первый взгляд, это детская чудаковатая сказка, но она может многому научить: ценить время, понимать, что всё относительно, и верить в лучшее, в чудеса.

Тщательная проработка деталей, подготовка уникальных декораций, оригинальных костюмов и создание грима для каждого актёра помогли зрителям с головой окунуться в необычайный мир. Так как локации постоянно менялись, то и декорации тоже: деревья и грибы в лесу, на одном из которых сидела гусеница, стол со стульями для чаепития и огромные кружки, цветы Её Величества и карты, трибуна судьи и стулья для свидетелей. Но подготовленные актёры и помощники так умело справлялись с реквизитом, что зрители мгновенно переносились от одной сцены к другой. Некоторые предметы были покрыты флуоресцентной краской для создания иллюзии полёта различных вещей в темноте. Освещение тоже придавало особый тон атмосфере и расставляло акценты.

Каждый персонаж постановки выделялся не только особым настроением, интонацией, манерой движений и поведением, не только вложенной частичкой души каждого из актёров, но и внешним видом. Потрясающие костюмы, причёски, аксессуары и яркий грим, который создали режиссёры, дополняют образы и позволяют лучше понять героев.

Талант и старание начинающих актёров и профессиональная работа режиссёров сложились в прекрасный спектакль. Опровергая слова Додо, я скажу, что всё-таки есть на свете вещи, представляющиеся невозможными, например, отвести взгляд от сцены во время спектакля. Когда он завершился, хотелось продолжения истории.

Участники

Режиссёры-постановщики Мария Няккоева и Валерия Барышникова рассказали о работе над спектаклем:

«Мы решили поставить не очень продолжительную постановку. Для первого в жизни опыта игры в большом спектакле 40 минут — как раз подходящее время. Основная зрительская аудитория — дети, им сложно долго сидеть на месте. Продолжительность спектакля позволяет поймать ощущение сказки и воодушевиться.

Работа началась в октябре — тогда состоялась первая читка. Дольше всего ребята учили текст: им было скучно этим заниматься. В феврале начали соединять его с действиями на сцене, вот тогда дети увлеклись. Подключились костюмы, реквизит, свет, и им стало легче и интереснее вживаться в роли. Некоторые реплики мы записывали в студии звукозаписи, что добавляло таинственности: актёры оставались в маленькой комнатке наедине с микрофоном и своим текстом.

Так как мы уже знаем детей, их поведение, то и роли распределялись в соответствии с характером каждого ребёнка. После показа к нам подходили родственники актёров и говорили: «Это прямо её (его) роль!» Хотя некоторым не сразу пришлись по душе их персонажи, но, когда ребята начали работать с костюмами, декорациями и микрофонами, получили одобрение на репетициях, то осознали ценность своих героев. Трудно было распределить роли и объяснить, что каждый важен, что из совместной работы получается полноценный спектакль. Сложно было научить детей транслировать правильные эмоции. С младшими в этом плане легче: у них нет стеснения и барьеров, они могут беззастенчиво вытворять на сцене что угодно. А ребята постарше (со сформировавшимися характерами) не так легко раскрываются перед зрителями.

В плане настроя мы падали и взлетали, как на американских горках: от «Ничего не выйдет, я не могу выучить текст, декорации не готовы» до «Да! Это будет здорово!». Если на генеральных репетициях за день до премьеры что-то не получалось, мы жутко расстраивались. Но на показах дети чудом собираются и всё выходит прекрасно. Когда зрители наполняют зал, наши актёры заряжают друг друга импульсом адреналина и воодушевляются.

На премьере, когда дети выходили на поклон, мы почувствовали такую радость и гордость за них, что хотелось плакать. Ребята — большие молодцы, они полностью раскрылись в своих образах и очень хорошо себя проявили! Мы получили много положительных комментариев по поводу этой работы, нам сказали столько добрых и тёплых слов!

Сейчас дети поймали звёздочку. Они получают удовольствие от того, что на них смотрят зрители, родственники, о выступлении говорят одноклассники. Потом на занятиях ребята рассказывают об этом и делятся положительными эмоциями. Кто-то сразу же после премьеры спросил, когда будет следующая постановка.

Мы планируем ставить подобные спектакли. Но сейчас хотим ещё поработать над этим, возможно, добавить персонажей, вокально-хореографические постановки, чтобы разбавить текст. Было бы здорово выехать со спектаклем на какой-нибудь конкурс».

Дарья СОКОЛОВА

Фото Никиты ОЙНОНЕНА

Написать комментарий