ОСТАВАТЬСЯ ВЕРНЫМ СЕБЕ
«Куда бы я ни отправился, всегда беру с собою краски», — рассказал побывавший в нашем районе художник из СанктПетербурга Сергей Зленко. За пару жарких июльских дней он написал четыре этюда в селе Михайловском и один — в Олонце. Изображая Смоленский собор и речку Мегрегу, живописец поделился историями о своём творчестве и впечатлениями от поездки.
Лови момент!
Задача этюда — поймать и отобразить состояние природы. Так как солнце движется и освещение меняется, этюд обычно пишут два–три часа. Потом на его основе можно будет создать более масштабную работу в мастерской.
Река отражает солнечные лучи, яркий свет падает на густую листву, купола собора выделяются на фоне ясного неба. Процесс написания этих красот завораживает: художник сначала намечает объекты, потом кладёт основные тона, а затем прописывает детали. Он ищет нужные оттенки, смешивая густые масляные краски.
— Таких этюдов у меня уже пара сотен из разных мест: Португалии, Франции, Испании, Египта, Турции, Швеции, Дании, Германии, — говорит Сергей. — Тем, кто работает в классической манере, важно писать с натуры. При долгой работе в помещении чувство цвета притупляется, мы привыкаем к определённому колориту и освещению. А когда художник выходит на пленэр, он обогащает палитру — живопись на улице помогает перезагрузиться и освежиться. Поэтому и при обучении пленэр является обязательной частью программы.
Шустрый мальчик
— Почему Вы решили учиться на художественном направлении? — спрашиваю я.
— Интерес к искусству проснулся в детстве. Я родом из Грузии, а школьником жил с отцом в Адлере. Он хотел, чтобы я занимался музыкой. Выбора не было, папа записал меня в музыкальную школу, и я стал учиться играть на домре.
Однажды, возвращаясь домой с занятий, я увидел в окнах Дома пионеров рисующих детей. Там была художественная студия. Она так меня заинтересовала, что я зашёл спросить, можно ли мне тоже там заниматься.
Папе я ничего не сказал: подумал, что он разволнуется и не согласится на ещё одно увлечение. Я был шустрым мальчиком: говорил ему, что иду заниматься музыкой, а сам шёл в студию. (Улыбается.) Он ещё удивлялся, почему же мы не разучиваем новые произведения. Так длилось несколько месяцев.
Телефонов и социальных сетей тогда не было. Но как-то раз папа встретил в городе мою учительницу из музыкальной школы. Она спросила, почему ребёнок уже третий месяц не появляется на занятиях. Отец разозлился, стал меня расспрашивать, пошёл в художественную студию выяснять ситуацию. Педагоги сказали, что его сын очень талантливый и рекомендовали заниматься дальше.
«Раз ты так меня обманул, будешь ходить и туда, и туда», — таков был его вердикт. Спустя пару месяцев я уже не мог выдерживать нагрузку с музыкальной школой. Папа к тому времени остыл и разрешил мне посещать только художественную студию.
«Вашему мальчику я рекомендовала бы серьёзно заняться искусством», — сказала однажды отцу моя учительница. По её совету я собрался поступать в Московскую художественную школу при Российской академии художеств.
При наборе был серьёзный экзамен, зачисляли талантливых детей со всего СССР. Я поступил и отучился там семь лет. Заведение было похоже на школу-интернат. Общее образование совмещалось с занятиями искусством, которым уделялось особое внимание. Рядом находилась Третьяковская галерея, где мы вдохновлялись. Быт, дисциплина и режим были суровыми, но образование давали великолепное: с экзаменами мы справлялись за половину отведённого времени.
Со мной училось много детей писателей, артистов, художников. А я был парнем из простой семьи, поэтому постоянно открывал новые горизонты. Отсутствие опыта и серьёзной поддержки закаляло и помогало расти самостоятельно.
Затем я получил степень магистра изобразительного искусства в Московском государственном художественном институте имени Василия Сурикова. Там мы ежедневно занимались рисунком и живописью по шесть часов, а потом слушали трёхчасовые лекции. Я закончил портретное отделение, затем перешёл в монументальную мастерскую (к монументальной живописи относятся мозаики, росписи, фрески).
У меня двойной диплом: живописца и художника-монументалиста. По распределению я попал в Московский комбинат монументально-декоративного искусства. В Советском Союзе после обучения трудоустройство было у всех художников, а сейчас из-за отсутствия этой системы тонким натурам иногда приходится тяжело.
В данный момент я работаю самостоятельно: сотрудничаю с галереями, выставляю картины, пишу на заказ.
Работаю каждый день
— Что Вы чаще изображаете в своих работах?
— Всё, что мне нравится: портреты, пейзажи, море. Очень люблю балетную тему. Любой объект, который мне интересен, стараюсь изобразить. Я пишу в академической, реалистической манере. Возможно, кому-то это покажется старомодным, но я думаю, что нужно оставаться верным себе. Художнику не стоит подстраиваться под моду, его картины должны быть узнаваемы.
— Какими материалами пользуетесь?
— Обычно маслом, иногда акрилом, пастелью, тушью, карандашом, акварелью. В художественной школе первые годы мы писали только акварелью. Это очень сложный материал в плане коррекции. Маслом можно перекрыть краску, а в акварели ты не можешь бесконечно менять оттенок. Детей учат сразу класть правильный цвет в правильное место — это развивает дисциплину, точность и чёткость.
— В каких выставках Вы участвуете?
— Я живу в Финляндии и России, а работы выставляю в основном в странах Европы и США. Являюсь членом Союза художников России, Финляндии и Франции. Творческий акцент ставлю на Запад, так как там потенциал рынка выше. В России же большинство людей воспринимает искусство как декор, не видит в картинах современных художников элемента инвестиции. Хотя вложенные сейчас в живопись деньги могут принести хорошую прибыль потом.
— Что самое сложное в Вашем деле?
— Финансовая нестабильность и высокая конкуренция творческих профессий. Важно постоянно поддерживать форму. Я работаю каждый день, особенно мне нравится летом: световой день длинный, а дневной свет лучше передаёт спектр, чем электрический.
А ещё с распространением интернета обученным живописцам стало сложнее из-за обилия неопытных художников, предлагающих картины по более низким ценам, из-за чего статус профессии падает. Неподготовленному клиенту тяжело отличить профессионала от новичка. Раньше профессия художника считалась более престижной: на обучение по ней было трудно поступить из-за высоких критериев и жёсткого отбора.
— Бывали ли у Вас интересные случаи на пленэрах?
— Когда я первый раз приехал в Финляндию, просто так же стоял, рисуя этюд. Ко мне подошёл человек, живший в доме, около которого я писал. Он говорит:
— Сколько здесь живу, ни разу художника не видел. Ты потом что делаешь с этими этюдами?
— Сейчас просто пишу для себя.
— А ты их не хочешь продавать?
— Могу и продать.
— У меня тут галерея, приходи со своими этюдами. Вместе посмотрим, а я выберу понравившиеся.
Так началось наше сотрудничество. Я работал с этой галереей около десяти лет.
В то время как раз рухнул Советский Союз. Происходили драматичные события, людям было особо не до искусства. Благодаря этой галерее удавалось сохранять спокойствие, трудности обошли меня стороной. Так что я думаю, что, если человек усердно работает, через какое-то время ему выпадет удача. Главное это заметить и реализовать свой шанс.
Природа и люди
Супруга Сергея Владимировича родом из Михайловского, куда этим летом они приехали погостить к родственникам. Художник, верный своему призванию, не откладывал палитру. Он изображал карельские дома и природу, а местные жители подходили наблюдать за работой живописца, предлагали изобразить разные местечки села и приглашали в гости.
— Мне кажется, такие деревеньки очень интересны своим бытом. Сюда приезжают несколько поколений семей, царит приятная атмосфера, — поделился художник. — Местные жители очень доброжелательные и открытые. Они поразили меня своей отзывчивостью, дружелюбием и позитивом. Их ритм жизни и манера общения успокаивают. Такое ощущение, что люди здесь смотрят на мир глобальнее и легче переносят временные трудности. Где-то далеко возникают конфликты, угрозы, обиды, а тут ты будто на другой планете.
Здешние люди несут в своих характерах облик той природы, в окружении которой живут. А природа великолепная! Я рад, что побывал в этом краю. Жаль только, что народ покидает район. Возможно, местные уже привыкли к этой благодати и не замечают её.
По дороге нам встретилось много красивых пейзажей: лесов и водоёмов, милых деревушек. Эта поездка подарила умиротворение и светлые чувства. Мне даже захотелось привезти сюда своих учеников (веду частные курсы). Я отправил фотографии местечек знакомым финнам — все восхищаются этим селом. А местным (у них такие интересные лица!) пообещал: «Приеду ещё, но буду писать не этюды, а ваши портреты!»
Дарья СОКОЛОВА
Если вам интересно творчество Сергея, его картины можно найти на сайте zlenko.net.
0 комментариев