г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ШКОЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ

19 апреля 2023

Ильинская СОШ — самая крупная сельская школа в Карелии: здесь 366 учеников, 125 воспитанников дошкольных групп, 32 учителя и 6 педагогических работников. Что сегодня школа значит для села, и есть ли у неё будущее? Давайте спросим у тех, кто приходит сюда каждый день.

Кто такой советник?

Анна Валерьевна Кондратьева работает учителем русского языка и литературы в Ильинской школе шестой год, с прошлого сентября она также занимает должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими обще­ственными объединениями. По словам Анны Валерьевны, педагогом она совсем не планировала становиться, однако судьба распорядилась иначе.

— В моём случае профессия выбрала меня, а не наоборот, — улыбается девушка. — Я поступала на исторический факультет, позвонили из приёмной комиссии, сказали, что возьмут на филфак без экзаменов, и я согласилась. Так затянуло на самом деле! Когда пришла на первый классный час к своим тогда ещё шестиклашкам (сейчас они уже одиннадцатиклассники), посмотрела на них и поняла: это мои дети, я их до выпуска никому не отдам! (Смеётся.)

Как советник провожу мероприятия, связанные с важными датами нашей страны, и в школе, и онлайн, работаю с детскими организациями, например, РДШ, Российским союзом молодёжи. В школе действуют два волонтёрских отряда: «Инициатива» и «Бумеранг добра», ещё есть инициативная группа, на которую я опираюсь. Обычно они встречаются в Центре детской инициативы — теперь такой есть в каждой школе, это помещение или оборудованное место в холле, где ребята могут обратиться к советнику, просто посидеть пообщаться, разрабатывать свои идеи.

Еженедельно в актовом зале проходит собрание Совета обучающихся, в него входят по три представителя от каждого класса. На совете планируем общие дела, кто за что будет отвечать, обсуждаем грядущие мероприятия. Мы встречаемся по вторникам после второго урока, и ещё ни разу не пришлось напоминать о собраниях, все приходят сами. Поскольку председатель совета — одиннадцатиклассница и скоро выпускается, в этом году будем проводить выборы. Хотим, как настоящие, с агитацией, урнами и бюллетенями. Участвовать в выборах сможет любой школьник с седьмого по десятый класс.

За время карантина дети, конечно, «закисли». Поэтому сейчас их просто не выгнать из школы! (Смеётся.) Я могу прийти в любой класс, попросить помощи, и они обязательно откликнутся.

Как советник я бы хотела вывести на новый уровень заинтересованность детей в школьной и своей жизни. В октябре прошлого года я ездила с двумя ребятами на конкурс «Ученик года» в Ульяновск. Не ожидала, что они изменятся буквально за неделю! После поездки один из них сказал, что хочет от последнего школьного года взять всё, что можно. Считаю, детям необходимо показать, какие возможности у них есть. Я хочу доказать, что сельская школа ничем не хуже столичной.

Профессия педагога очень энергозатратная. Нужно успеть и тетради проверить, и ужин приготовить, и с ребятами порой до семи вечера здесь сидим. Но благодаря их отклику не замечаешь, что устала или что-то не успела. Если у детей глаза горят, значит, всё здорово!

Причём тут консервы

Елена Васильевна Таранда в школе хотела работать с детства, только мечтала стать учителем начальных классов. Елена Васильевна — выпускница Ильинской СОШ, после учёбы вернулась в родные стены уже в качестве учителя сначала истории, а теперь и русского языка и литературы.

— Русский и литературу веду четвёртый год. Конечно, современные дети, дети интернета, не слишком любят читать, — отмечает педагог. — Стихи учатся сложно, но есть некоторые темы, произведения или герои, которые их заинтересовывают. Например, им понравился «Ревизор», сама абсурдность этой ситуации: ребята отвечали на проблемные вопросы, много размышляли. С учениками активно участвуем в конкурсе «Живая классика», они читают наизусть прозу. Отмечу, что этот конкурс стимулирует у детей желание читать. По истории у многих трудно с датами, терминами. Я стараюсь приводить ассоциации, чтобы легче было запоминать. Например, мы рассуждали, кто такие консерваторы. Строили логическую цепочку: мама делает консервы, чтобы сохранить продукты. Так и запомнили, что консерваторы — это те, кто за сохранение государственного строя. Ребята любят смотреть фильмы, особенно на военную тематику, документальные. Я показываю отрывки сериалов, основанных на реальных событиях, например, о Романовых, Рюриковичах, — так погружаемся в эпоху. Трудности возникают и в построении причинно-следственных связей, ведь важно понимать, какие события к чему привели.

С этого года Елена Васильевна возглавляет местный профсоюз, в котором состоят около 30 работников школы и детского сада.

— Профсоюз у нас всегда активно работал, я в него вступила сразу, как пришла на работу. Можно сказать, что он перешёл ко мне по наследству от моего классного руководителя, — улыбается Елена Васильевна. — Хотелось бы больше уделять ему время. К счастью, помощи профсоюза в отстаивании интересов работников не требуется, такие ситуации не возникают. Надеюсь, и не возникнут. В мои обязанности входит следить за составлением графика отпусков, распределением стимулирующих выплат, чтобы всё было справедливо. Также помогали, например, с организацией юбилея школы, новогодних мероприятий.

Я четырнадцать лет работаю в нашей школе. Мне нравится коллектив, у некоторых учителей училась сама, нравится даже директор (Улыбается.). В моё время здесь было очень холодно, мы сидели в куртках. Сейчас тепло, сухо, нигде ничего не течёт, мебель и техника обновляются — государство стало больше внимания уделять образованию.

Каждый чему-то учит

Учитель начальных классов Светлана Андреевна Картунен в этом году отмечает 30-летие педагогической деятельности.

— С детьми всегда чему-то учишься, и сама с ними чувствуешь себя молодой, нужно же соответствовать, — считает педагог. — Сейчас у меня четвёртый класс. Мы много занимаемся исследовательской работой, участвуем в конференциях на уровне района и республики, всегда показываем хорошие результаты. В начальной школе восемь учителей, все болеют за своё дело. У нас очень дружное школьное методическое объединение, я руковожу им уже шестнадцать лет. Каждую четверть проводим предметные недели, например, по окружающему миру. Завершает неделю игра по станциям для ребят. Мы очень хотим, чтобы детям нравилось учиться в школе, потому что от нас зависит, с каким настроем они пойдут дальше. Я всегда горжусь своими выпускниками, они поздравляют с праздниками, пишут добрые слова — так сразу от этого тепло на душе!

Казалось бы, между первым и четвёртым классом небольшая разница, а дети проходят такой путь! Сначала приходят совсем малыши, а спустя четверть они как будто выросли, уже ученики. Каждый состав разный, каждый нас чему-то учит. Для меня главное, чтобы они выросли хорошими людьми, добрыми, относились друг к другу с уважением. Мы постоянно говорим об этом. Очень приятно, когда отмечают: «У вас такой дружный класс».

Когда нас перевели на дистанционное обучение из-за коронавируса, у меня был первый класс. Я готовила презентации с красивыми слайдами, старалась давать интересные задания, чтобы ребятам хотелось их выполнять. Родители тогда очень помогли, как-то сразу включились в работу. А сейчас это дело привычное, когда дети болеют, но не хотят ничего пропустить, присылают выполненные задания, даже на видео читают стихи наизусть. Удобно, что всегда есть обратная связь от родителей, они пишут в соцсетях, сразу виден отклик.

Саша Николаевский, 4 «б» класс:

— Я хотел пойти в школу. Из уроков мне нравится русский, математика, окружающий мир. У нас очень хорошая учительница Светлана Павловна. Если вдруг двойки получаем, она расстраивается. А вообще наш класс дружный, можем рисовать вместе, играть.

София Ларионова, 4 «б» класс:

— Учиться пока что нравится, только тяжело даётся английский и окружающий мир. Сейчас у нас тема про древний мир, сложно запоминать, как раньше жили. Самый лёгкий для меня урок — чтение, я люб­лю читать. После уроков вместе с подружкой ходим гулять, можем поиграть с её младшей сестрой, порисовать, посидеть в телефоне, пока ждём автобус.

Настя Иванова, 4 «а» класс:

— У нас всё хорошо в классе, мальчики только иногда дерутся, но так, немного. Учиться нравится, математику и чтение люблю больше всего. Что самое классное в школе? Перемены! Сначала было трудновато в школе ориентироваться, но сейчас уже привыкла. На уроках сложности бывают только на русском и иногда английском: по русскому некоторые слова не получается запоминать и диктанты тяжело даются.

Никита Казанский и Лилия Кабуева, 11 класс

— Наша школа прекрасно развивается, — считает Лилия. — Во время карантина все мероприятия были запрещены либо проводились дистанционно. Сейчас в государственные праздники устраивают концерты или акции, различные мероприятия. У нас есть совет учеников в школе, мы на нём распределяем, кто чем будет заниматься: кто готовит фотозону, кто концерт и так далее.

— Причём всё это получило развитие недавно, в последние пару лет, по крайней мере раньше я не замечал, что так много праздников, — отмечает Никита. — Радует, что дискотеки стали чаще проводить. Сейчас, конечно, в первую очередь готовимся к экзаменам, плюс я принимаю участие в нескольких олимпиадах по разным предметам, также стараюсь готовиться к ГТО. Английский язык — моя большая страсть. Долгое время я посещал английскую языковую школу, так что предмет мне легко даётся, хотя как раз из-за этого иногда, наоборот, ленюсь.

— Мне больше всего нравится обществознание, но не могу сказать, что на уроках легко, — говорит Лилия. — Это многогранный предмет, он интересен тем, что рассказывает про мою страну. Больше знаешь — по-другому смотришь на какие-то ситуации в жизни. И учителя у нас прекрасные. Например, учитель русского языка и литературы Наталья Алексеевна, учитель биологии Юрий Иванович. Это педагоги с огромнейшим опытом, видно, что знают свой предмет от и до. Когда учитель обществознания Екатерина Геннадьевна рассказывает тему на уроке, всегда всё понятно, она ничего не читает с листочка, все знания у неё в голове.

— Я тоже хотел бы отметить старания наших учителей, — добавляет Никита. — От нашего классного руководителя Анны Валерьевны я узнаю про олимпиады, конкурсы, она постоянно ищет информацию о них и передаёт нам.

— Да, если бы не она, мы бы никогда не узнали про всероссийский конкурс «Ученик года», — соглашается Лилия. — От Карелии на нём не выступал никто, только мы с Никитой. Отличная возможность проявить себя, показать свои знания, это было безумно интересно.

— Класс у нас дружный, все друг с другом общаются. Все весёлые, иногда даже слишком, — улыбается Никита.

— Мы все энергичные, в мероприятиях участвует почти весь класс, никто не остаётся в стороне, — рассказывает Лилия. — Мне нравится, что наша школа участвует в различных акциях, которые учёбы не касаются напрямую, например, экологических: на школьных субботниках убираем и возле часовни, и братскую могилу, не только территорию школы.

С русского на русский

Ольга Владиславовна Кошкина пришла в Ильинскую СОШ в 1993 году, до этого трудилась в Сегежской школе №6. Учителем стала тоже не специально: мама Ольги была учителем, и, видя её труд, девушка не хотела выбирать ту же профессию.

— После окончания десятого класса подруга сказала, что будет поступать на филфак. Я подумала и решила, что тоже туда пойду, хотя дедушка очень хотел видеть меня бухгалтером, — вспоминает Ольга Кошкина. — Учиться в институте мне понравилось: сложилась очень дружная группа, мы общаемся до сих пор, многие работают в школе. Студенческая жизнь была интересной, устраивали спектакли, проводили студенческие вечеринки, поэтические вечера. Неожиданно для себя окончила филфак с красным дипломом, и приступила к работе в Сегеже. Школа огромная, две смены. Поскольку я являлась молодым педагогом, мне могли поставить два урока в первой смене и два — во второй, плюс классное руководство. Но у меня был очень хороший куратор, Евгения Ивановна Лебедева, она во многом помогла, бесконечно ей благодарна.

В Ильинском я оказалась очень просто: вышла замуж. Во время учёбы попала вожатой в пионерский лагерь, а там встретила будущего мужа. Оказалось, мы жили в одном общежитии, учились на разных факультетах. После института он уехал сюда, а я — в Сегежу, какое-то время мы пытались перетянуть друг друга каждый в свой город. В итоге я переехала в Ильинский и не пожалела. Очень интересный коллектив, сильные филологи. Благодаря им мы, молодые специалисты, набирались опыта, пополняли наши методические копилки. Мне кажется, нынешние педагоги более самостоятельные, более уверенные в себе. Им скорее больше требуется человеческое участие, общение, и более опытные учителя никогда не отказывают в поддержке. Коллектив у нас работоспособный, много интересных коллег-преподавателей, людей, которые заинтересованы в результате. Здесь комфортно работать.

Что мне нравится в современных детях, это то, что они более раскрепощённые, у них своя точка зрения, они не верят на слово. И не нравится, что, на мой взгляд, молодёжь стала менее ответственной. Может быть потому, что мы их слишком сильно опекаем во многих отношениях. В работе сложнее стало в том плане, что уходит время, уходит лексика: некоторые слова, которые есть в книгах, в речи больше не используются. Иногда ощущаешь себя переводчиком с русского на русский. У классиков ведь каждое слово очень ценно. Сегодня, к примеру, мы говорили о Печорине и Вернере, что они как римские авгуры. А кто такие авгуры? Они гадали людям, но сами не верили в свои предсказания. То есть литературные герои беседовали между собой, пытаясь при этом друг друга обмануть. Пропуская такие слова, мы теряем глубину понимания текста. Потому сложно и с лирикой: многие воспринимают только прямое значение слов, не задумываются о контексте, образе, который нужно увидеть между строк. Конечно, не все такие, есть очень чувствительные ребята, которые литературу читают вдумчиво, стихи декламируют так, как я бы не смогла.

К экзаменам дети относятся по-разному. Иногда вышеупомянутая самоуверенность играет против них. Внешне ведь всё кажется легко, а как до дела доходит, выясняется, что требуются знания, а для этого надо упорно работать. Но много и трудолюбивых, целеустремлённых ребят. Сейчас к экзаменам и на уроках готовимся, и литературы много дополнительной, и в интернете доступна любая информация, то есть всё зависит от трудолюбия ученика. На экзаменах по русскому языку и литературе нет ничего, чего бы мы не изучали на уроках. К сожалению, подчас школа детей очень перегружает. Особенно жалко тех, кто привык делать всё на пять: они спать не лягут, пока уроки не сделают. С моих времён увеличился объём произведений. А ему же не только литературу читать, у него семь уроков, и ко всем надо приготовиться. Часто мы не можем углубиться в какое-либо произведение — не хватает времени. Например, если на «Войну и мир» раньше отводилась практически целая четверть, то теперь восемь–десять уроков. А это четыре тома, и ещё надо разъяснять исторические ситуации, без этого же не понять.

Культурный центр

— Сейчас сельская школа — один из немногих социокультурных очагов, удерживающих деревню от вымирания в нравственном, психологическом и физическом смыслах, — считает директор учреждения Ольга Викторовна Оноева. — Это культурный центр, функции школы постоянно расширяются и давно вышли за рамки непосредственно учебного процесса.

Стараемся развиваться, создавать условия для учащихся. Поработали над привлечением кадров, в нашем коллективе много молодых педагогов. Два года назад у нас появились два оборудованных кабинета «Точка роста», не так давно по программе «Развитие физической культуры и спорта» приобрели оборудование для спортивного зала, теннисный стол, который дети очень любят. В этом году создали музей. То есть он у нас и раньше был, но только виртуальный, а теперь будет настоящий. Сейчас думаем, где его разместить.

Несмотря на трудности, надо вести школьный корабль вперёд, даже против ветра. Есть ли у сельской школы будущее? Безусловно, пока здесь работают преданные своему делу люди. Педагоги у нас замечательные. Мы правда живём, как одна семья. Коллеги всегда поддерживают инициативы друг друга, подставляют плечо, если нужно. Все заинтересованы в росте учеников, готовят ребят к участию в исследовательских работах, различных конкурсах.

В этом году в жизни школы произошли некоторые изменения. Например, начальные классы перешли на новый ФГОС, теперь больше внимания уделяется финансовой, читательской и другой грамотности. Появилась должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. С этого учебного года в начале каждой недели мы проводим линейку, награждаем отличившихся ребят, рассказываем о планах, подводим итоги и обязательно исполняем гимны России и Карелии. Поначалу петь им было в диковинку, некоторые даже хихикали, но сейчас это уже в порядке вещей.

Конечно, свои коррективы внесла пандемия. В последние пару лет нельзя было собираться и проводить мероприятия, теперь заново стараемся заинтересовать ребят школьной жизнью. Где же ещё им реализовывать себя, как не здесь? Тем более у нас учатся дети со всего поселения, где, как не в школе, им встречаться и общаться.

Пожалуй, главная проблема не только школы, но и села — отток населения: работы-то немного, всего одно градообразующее предприятие. Однако бывает и наоборот, некоторые к нам переезжают из Москвы и Санкт-Петербурга. Живёт школа — живёт посёлок. Пока здесь работают педагоги, которые любят своё дело, болеют за него душой, каждый год 1 сентября школа будет принимать новых учеников.

Дарья ДМИТРИЕВА

Фото автора



Написать комментарий