г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

КОГДА КАЖДЫЙ РЕБЁНОК — ЛИЧНОСТЬ

28 апреля 2023
Людмила Кузьмина
12 апреля в нашей стране ассоциируется с Днём космонавтики. Но для учителей, воспитателей, воспитанников и работников школы-интерната №10 г. Олонца эта дата связана ещё и с именем Ивана Петровича Кузьмина, её первого директора.

С 17-ти лет

Иван Петрович родился 12 апреля 1928 года в д. Матчезеро Олонецкого района. Не углубляясь в биографические данные, можно отметить, что вся его сознательная жизнь была связана с педагогикой. Начал он преподавать ещё в 17 лет в начальной школе в Вагвозере; потом недолго учил ребят истории и географии в Суоярвской школе; отслужив 4 года в армии, был направлен в качестве директора в Мантсинсааринскую школу; затем недолго работал директором Ильинской школы, а с 1961 года до выхода на пенсию — директором школы-интерната №10. За особые заслуги перед Родиной в 1968 году Иван Петрович Кузьмин был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

12 апреля в Олонецкой национальной библиотеке в рамках Года педагога и наставника состоялась встреча «Учитель, перед именем твоим…», посвящённая 95-летию Ивана Петровича Кузьмина. В начале мероприятия ведущая Галина Федулова рассказала легенду о пеликане, самоотверженно отдавшем жизнь ради жизни своих детей. Ещё в древние времена пеликан стал символом самопожертвования, в раннем христианстве он отождест­влялся с самим Иисусом Христом, позже пеликан стал символом самоотверженной родительской любви. Проводя параллели, эту легенду можно соотнести с жизнью Ивана Петровича: он так же всего себя отдавал детям, не жалея ни сил, ни времени.

Под руководством Ивана Петровича Кузьмина школа-интернат в короткое время стала одной из лучших школ подобного типа в нашей стране. Ребята из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей не только учились здесь, но и жили, получали трудовые навыки, воспитывались духовно и физически.

Учитель и руководитель

Встреча в библиотеке была построена на воспоминаниях людей, так или иначе связанных с интернатом и Иваном Петровичем. Так, дочь педагога Людмила рассказала, что отца мало когда можно было увидеть дома, в основном он всё время проводил на работе, поэтому вспоминается прежде всего как учитель и руководитель. Он заботился о каждом ученике, как о родном ребёнке, очень переживал, когда у ребят случались неприятности, когда кто-то по какой-либо причине убегал из интерната (всякое же бывает!). И, как подчеркнула Людмила, никогда не делил детей на своих и чужих.

На встрече присутствовали воспитанницы школы-интерната Наталья Васильева, Людмила Митрукова и Мария Ишукова. Они с большой благодарностью отзывались о родной школе-интернате и её бессменном директоре.

Наталья Григорьевна вспоминала, что воспитывалась в большой семье, где было пятеро детей (она одна девочка) и отец-инвалид. По рассказам знакомых Наташа знала, что в интернате интересная жизнь и, что немаловажно было в то время для неё, хорошо кормят. Поэтому, когда папа умер, она ушла в интернат и не пожалела об этом. Ведь здесь ребята постоянно были заняты полезными делами: рисовали стенгазеты, шили костюмы и делали своими руками декорации для театрального кружка, ставили спектакли, писали стихи и принимали участие в работе литературного кружка и многое другое. Дети собирали макулатуру и металлолом и мечтали, что из их металлолома построят трактор. Всё это делалось под руководством Ивана Петровича. А ещё благодаря ему дети смогли побывать во многих уголках нашей страны, прикоснулись к её истории. Бородинская панорама, Киево-Печёрская лавра, крейсер «Аврора», Русский музей, Эрмитаж, Останкинская башня — вот далеко не полный список тех интересных мест, которые посетили ребята вместе со своим директором. Также он брал их с собой на рыбалку в родное Матчезеро, приглашал в выходные к себе домой на пироги. Как отмечает Наталья Григорьевна, каждый день жизни в интернате приносил удовольствие.

В лучшую сторону

Её поддержала и Людмила Митрукова, подтвердив, что рада была попасть в интернат, ведь до этого, по словам самой Людмилы Ивановны, она болталась по улицам, а когда попала сюда — жизнь резко изменилась в лучшую сторону. Также она благодарна Ивану Петровичу за то, что, когда по окончании 10 класса не поступила в вуз, он, не раздумывая, взял её на работу в библиотеку и лаборантом в кабинет физики. В течение года она работала и повторно готовилась к тем же самым экзаменам. И, о радость, поступила.

От коллектива учителей выступила Галина Ивановна Плечова, которая отметила, что Иван Петрович был многогранным человеком, ей он помог в первую очередь в становлении в качестве педагога. «Я была молодой, неопытной, слабой в методике преподавания математики, так как моей специализацией была физика. «Надо помочь тебе с математикой», — сказал однажды Иван Петрович и освободил мне один учебный день для посещения уроков математики опытных учителей не только нашей школы, но и других олонецких. В школе всегда работать трудно — это общеизвестно. Но все мы, кому когда-то довелось трудиться с Иваном Петровичем, чувствовали его крепкое плечо: всегда поможет; если надо — подскажет и не оставит в трудную минуту. Мне было рядом с ним работать очень комфортно».

За чаем, организованным дочерью Ивана Петровича и работниками биб­лиотеки, воспоминания продолжились. Желающих сказать добрые слова в адрес юбиляра было немало.

Письма

А меня заинтересовала выставка экспонатов, переданных в дар библиотеке женой Ивана Петровича Диной Васильевной Кузьминой. Фотографии, заметки из газет и журналов, поздравительные телеграммы и открытки и многое другое. Но мой взгляд остановился на пожелтевших от времени письмах благодарности от воспитанников школы-интерната. Как можно остаться равнодушным к следующим строкам: «Я горжусь, что обучался в интернате. Пусть не отличником был, но полюбил труд и дисциплину. Теперь у меня нет мамы, мы остались с сестрой старшие в нашей семье и должны показывать младшим хороший пример. Миша Коваль».

«Каждый ребёнок для него был личностью. И с каким уважением он относился к нам! Сам не знал праздников и выходных и команду педагогов набрал подобных себе — работящих, самоотверженных. Вера Яковлева».

Как ещё лучше можно сказать о человеке, всю свою жизнь отдавшем детям? 

 Ирина КОРНИЛОВА

Написать комментарий