г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ОТКРОВЕНИЯ ПИОНЕРА

2 июня 2022

Многие из нас в советские времена были приняты в ряды пионерской организации. Я пионером тоже был. Хочу рассказать вам пару историй из пионерского детства, сильнее других запомнившихся мне. Наверное, потому, что я не соблюдал один из законов организации: «Пионер — всем детям пример!»

Про Седого и Сталина

22 апреля 1975 года, в день рождения Ленина, лучших третьеклассников нашей школы принимали в пионеры. Только отличников и хорошистов. На торжественной линейке мы прочитали наизусть клятву пионера:

«Я … (далее следует Ф.И. — прим. автора), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

— горячо любить и беречь свою Родину;

— жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия;

— всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Прозвучали пионерский клич: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» и ответ: «Всегда готов!»

Нам повязали красный галстук и прикололи алый значок. Мы впервые отдали пионерский салют. Все нас поздравляли. В этот день мы слегка парили по воздуху.

Прошло два дня. На школьной перемене два юных пионера — Андрей и Влад — расшалились, бросая друг в друга тряпкой для доски. При попадании она оставляла смачный меловой отпечаток.

Влад, удачно попав в Андрея, кинулся наутёк из класса. Андрей бросился вдогонку и вслед другу кинул тряпку. Но промазал, и тряпка (о, ужас!) попала прямо в портрет Ленина, висевший в рекреации. Нос вождя мирового пролетариата припорошило мелом.

— Ой!

Как назло это произошло прямо на глазах грозного завуча, которого в школе называли Седой. Им пугали малышей: «Будешь плохо себя вести — Седой побьёт!»

— Фамилия? — прогремел Седой.

— Левченко.

— Завтра с отцом в школу!

Отец у Андрея был коммунистом, поэтому особо было страшно, но к вечеру, собравшись с духом, Андрей всё рассказал папе. На удивление порки не было. Отец выслушал спокойно. На другой день Андрей с папой явились в кабинет к завучу.

— Вы знаете, — сказал отцу Седой, — если бы Ваш сын сделал такое во времена Сталина, то Вы бы отправились на лесоповал.

Они ещё о чем-то говорили, а у Андрея вертелось в голове: «Сталин». Он впервые услышал это имя. Про Ленина-то мы много знали: что он был круглым отличником, получил золотую медаль; став главой государства, пил чай без сахара; детям в Горках ёлку устраивал, «общество чистых тарелок» придумал; и вообще был абсолютным гением, никогда не ошибался. А вот про Сталина слышать не приходилось. «Наверное, — думал Андрей, — Сталин ещё страшнее Седого».

Потом завуч сказал, что Андрей недостоин быть пионером, и снял с Андрея красный галстук. После этого они вышли из кабинета. Отец пошёл на работу, а Андрей в свой класс. На душе было спокойно: из школы не выгнали, папа не выпорол, и прекрасная жизнь продолжалась.

А через месяц, 19 мая, в День пионерии, Андрей был восстановлен в пионерах, и ему вернули красный галстук.

Как меня из пионеров выгоняли

В третьем классе у нас поменялась классная руководительница, которая ни в своём предмете, ни в Уставе пионерской организации ничего, на наш детский взгляд, не понимала.

До неё я учился только на четвёрки и пятёрки, а потом съехал на тройки и двойки — ничего не понимал в том, что она «городила».

И тут — сбор дружины школы. Весна, все нарядные, а у меня порвалась плетёнка (были такие сандалии). У одноклассника оказались помятыми брюки (родители уезжали на работу в пять утра, и мама просто не успела брюки погладить). «Класска» (так мы называли классного руководителя) своей волей разжаловала нас обоих, что называется, в рядовые, отобрав пионерские галстуки и выбросив их из окна на улицу.

Мы с одноклассником очень обрадовались «разжалованию». При входе в школу надо было повязывать галстуки (иначе не пустят дежурные), а нам это уже не грозило. Кроме того, не надо было ходить на всякие мероприятия, сборы дружины и прочее. Полная свобода!

Честно скажу — многие нам очень завидовали, спрашивали, как бы им тоже «распионериться». Способов было много, однако решалось всё на самом высшем уровне, легально, согласно Уставу пионерской организации. Исключение из пионеров было событием чрезвычайным. А нас с товарищем вот так — без суда и следствия, что называется!

Без галстуков мы ходили недолго. Видать, классной руководительнице откуда-то сверху хорошенько «прилетело» — узнали о ЧП и дали «втык». Опять же в классе она повязала нам галстуки, купленные за свой счёт, и милостиво разрешила участвовать во всех пионерских делах. А мы демонстративно никуда не ходили, только вот любили собирать металлолом и бумагу — это было весело. А так получилось, что взрослый человек просто опошлил пионерскую идею, что наложило на меня особый отпечаток. В комсомол меня затянули силком, из-за галочки в отчётности, чуть было в партию не затащили — увернулся. Одна ошибка взрослого человека, педагога и… нет никакого желания слушать «Взвейтесь кострами, синие ночи»!

Ростислав ГЛАДКИХ

Картинка с yandex.ru/images

Написать комментарий