г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ОТКУДА БЕРЁТСЯ МОЛОКО

11 декабря 2022

А вы знаете, откуда берётся молоко? В Мегреге точно знают, ведь одноимённый племсовхоз, где занимаются разведением айрширского скота и производством молока, — главное предприятие деревни. Коровы и молоко здесь — особая тема, неудивительно, что им посвятили целый музей.

Кто такие айрширы?

Айрширская порода скота выведена в 18 веке в Шотландии, графстве Айр. Считается, что она создана в результате скрещивания местного скота с другими породами. На протяжении 19 и 20 веков айрширов вывозили во многие страны, так они получили широкое распространение в мире. Наиболее ценной популяцией считается финский айрширский скот. В результате чистопородного разведения и скрещивания с местным скотом на базе систематического многолетнего отбора создана высокопродуктивная финская айрширская порода, признанная самостоятельной в 1896 году. В декабре 1962 года в Сортавалу завезли 100 финских животных. С этого момента началась история разведения айрширов в Карелии.

В 1979 году совхоз «Мегрегский» был преобразован в племхоз по разведению холмогорского скота, однако продуктивные качества стада оставались невысокими. Тогда в 1980 году было принято решение, не меняя статуса хозяйства как племенного, заменить холмогорок на айрширскую породу. На племзаводе «Сортавальский» закупили 622 головы нетелей, в Финляндии — 618 голов. Сегодня в племсовхозе «Мегрега» насчитывается более 3 500 голов скота, более 2 000 голов нетелей продано в другие хозяйства как в республике, так и за её пределами.

В настоящее время Карелия — единственный регион России, где айрширы являются основной породой (94% общего поголовья скота при 100% чистопородности). «Мегрега» получила статус племзавода в 2008 году и сейчас является одним из ведущих племенных хозяйств страны. Завод стал базовым хозяйством и ординатором типа «Карельский» айрширской породы скота, который был выведен в результате более чем 30-летней работы специалистов, селекционеров, учёных и запатентован как селекционное достижение в 2012 году.

От судьбы не уйдёшь

Идея создать музей коровы принадлежит жительнице Мегреги Надежде Николаевне Уткиной. Она проработала в племсовхозе «Мегрега» 35 лет, из них 27 лет — зоотехником-селекционером. От идеи создать музей до её реализации прошло немало времени — целых семь лет.

— Вся моя жизнь связана с коровами, это моё любимое животное, особенно айрширки, я их люблю чуть меньше, чем своих детей, — смеётся Надежда Николаевна. — Когда пришло время выйти на заслуженный отдых, я искала, чем заполнить свой досуг: человек ведь обязательно должен чем-то заниматься. У меня идей много было, в том числе создать музей коровы. Я обратилась к Алевтине Владимировне Козловой, главе нашего поселения, с таким предложением. Она у нас молодец, любую инициативу поддержит. Без неё всё это осталось бы на уровне разговоров. Мы долго искали помещение, обошли все заброшенные здания в деревне. Я уже думала: всё, ничего не получится, стала заниматься ткачеством. Но от судьбы не уйдёшь!

И вот появилось помещение: музей коровы нашёл приют в Доме ремесёл. Раньше здесь располагался интернат для учеников школы, затем его преобразовали в многоквартирный дом. Когда по программе расселения аварийного жилья люди переехали в новые квартиры, здание опустело. Но ненадолго: активисты деревни при поддержке администрации превратили его в Дом ремёсел Armas talo.

Сейчас здесь занимаются женский клуб «Селяночка», кулинарная студия «Калитка» и вокальная группа «Гармония», по соседству идёт ремонт помещений для будущего музея истории Великой Отечественной войны, а половину второго этажа отвели под музей коровы.

Кормилица

Сам музей состоит из двух залов. Первый посвящён корове-кормилице: он обставлен, как карельская горница, здесь собраны предметы, связанные с бытом. Тут можно узнать, что давала корова семье, как перерабатывали молоко.

— В Карелии, кстати, первый сепаратор (приспособление для разделения молока на фракции) появился в 1905 году, — поясняет Надежда Уткина. — В этом зале во время экскурсий собираемся показывать, как раньше просто­квашу делали, как сепарируется молоко.

Сразу при входе в горницу расположилась коллекция колокольчиков, которые надевали на шею коровам. Коровьи отличаются от лошадиных: лошадиные — звонкие, а колокольчик для коровы овальный в сечении, с длинным язычком, поэтому издаёт глухой звук, чтобы животное не пугалось.

— Колокольчики нужны были, во-первых, чтобы корова не потерялась. Во-вторых, как оберег, отгонять змей, волков и злых духов. Даже в тех домах, где не держали коров, были колокольчики: на Юрьев день деревенские обходили с ними свои дома. Некоторые до сих пор соблюдают эту традицию, — рассказывает мой экскурсовод.

Второй зал посвящён образованию, переработке и производству молока. Здесь можно увидеть фотографии, макеты продукции карельских молокозаводов, доильные аппараты и многое другое. Тем, кто приходит на экскурсию, рассказывают о происхождении коров, особенностях их пищеварения, как образуется молоко. В будущем планируют снять фильм о работе с животными на фермах и показывать его в музее, проводить мастер-классы по сепарированию молока, сбиванию масла и так далее.

— Мегрега испокон веков была связана с молочным животноводством, даже часовня наша названа в честь Флора и Лавра — покровителей домашнего скота. Возможно, эта часовня и помогла сохранить нам совхоз в трудные времена, — говорит Надежда Николаевна. — Был период, когда денег не давали вообще. Стоял вопрос: выдать ли часть зарплаты или купить корма. Люди голосовали за то, чтобы накормить животных. Так и сохранили стадо, благодаря искренней любви коллектива к своей работе. А сейчас нам рассказывают, что молоко — это вредно. Как же вредно, если не одно поколение на нём выросло?! Когда дети к нам на экскурсию приходят, я спрашиваю: «Любите ли вы молоко?» Хором отвечают: «Да!» А откуда оно, молоко, берётся? Вот мы и рассказываем, показываем. Чтобы дети знали, да и взрослые не забывали.

От Шотландии до Карелии

Информационный стенд во всю стену, изготовленный Алексеем Копоткиным, рассказывает о происхождении айрширской породы: как она была выведена в Шотландии и каким образом добралась до Мегреги.

— До этого в «Мегреге» держали холмогорскую породу, её продуктивность была невысокой, — поясняет специалист. — В шестидесятых годах айрширов привезли в Сортавалу. Мы в Мегреге стали их разводить в восьмидесятом. За двадцать лет в Карелии уже создалось хорошее стадо айрширской породы. Мы тогда купили около тысячи трёхсот голов: шестьсот из Сортавалы, остальные из Финляндии. Поначалу продуктивность была  четыре тысячи килограммов молока, а сейчас уже перевалили за девять тысяч. Когда-то такие цифры казались просто нереальными. Это благодаря селекционным изменениям, усилению кормовой базы. Ну, и я считаю, что наши коровки самые красивые!

История совхоза

В музее собрано большое количество фотографий, на которых запечатлена жизнь совхоза и его работников в разные периоды.

— Мы хотим сохранить историю племенного хозяйства, людей, которые здесь работали, многие всю свою жизнь посвятили предприятию, — рассказывает Надежда Уткина. — Поначалу это были фермы Олонецкого совхоза, потом в 1968 году образовалась «Мегрега». Работать было очень тяжело, практически всё делалось вручную. Мы потихоньку собираем информацию, не только про животноводов, про всех, кто здесь трудился в разные годы. В этом мне помогает Татьяна Михайловна Григорьева, она много лет работала в совхозе сначала бухгалтером, потом экономистом. Хотелось бы делать выставки, посвящённые людям, например, «Трактористы совхоза», проводить тематические вечера, делиться воспоминаниями.

Отдельное место занимает экспозиция памяти Анны Михайловны Зайцевой, больше 50 лет проработавшей в «Мегреге»: сначала дояркой, а затем, после учёбы в Петрозаводском государственном университете, более 40 лет трудилась главным зоотехником. Коллеги вспоминают о ней как о добросовестном работнике, внимательном руководителе и просто добром человеке.

— Я не знаю, когда она спала, отдыхала — всё время была на ферме, особенно в тяжёлые годы, — вспоминает Надежда Николаевна. — Не работает транспортёр — сама брала вилы, чистила коровники. Вода замёрзла — брала вёдра, носила воду. Глядя на неё, подключались и остальные работники. Благодаря этому общему вкладу совхоз сейчас существует. Её вклад в «Мегрегу» даже не могу оценить, наверное, больше всех. К сожалению, Анна Михайловна всего несколько дней не дожила до открытия нашего музея.

Своё стадо

По всему музею расставлены статуэтки коров разных форм и размеров — все они принадлежат самой Надежде Николаевне Уткиной.

— Работа в сельском хозяйстве тяжёлая, что скрывать. Дети говорили: «Мам, уходи, пора отдыхать». Я отшучивалась, мол, вот соберу своё стадо в двести голов, тогда и уйду! Ну, родственники и знакомые стали мне фигурки привозить, полотенца, носки, чего только нет, всё с коровами. Часть коллекции принесла сюда. В каком-то смысле это и подтолкнуло к открытию музея, надо же всю эту красоту где-то разместить, — улыбается женщина.

«Звезда» выставки

Несмотря на множество различных предметов, собранных здесь, экспозиция была бы неполной без главного — макета коровы в натуральную величину. Коровка, несомненно, стала «звездой» выставки.

— Сначала у нас была мысль организовать в музее содержание живого бычка, чтобы дети могли с ним познакомиться поближе. Со временем эта идея отпала. Решили приобрести макет коровы в натуральную величину. Долго искали, где купить, потому что цены, честно говоря, заоблачные. Я попросила помощи у племсовхоза. Директор Казимир Тагиров, специалисты Павел Калинин и Ирина Дундукова обратились к организациям, с которыми работают, и благодаря этому мы собрали необходимые средства. Большое Откликнулись ООО «Профкорм», ООО «СиБиЭс Волосово», АО «Славмо», ООО «Алвити», ООО «Агроцентр» — большое им спасибо. В итоге нашу корову и телёночка привезли из Крыма, — рассказывает Надежда Уткина.

Прежде чем занять своё законное место на выставке, корове требовался новый окрас и даже ресницы. С помощью Кристины Вячеславовны Петровой, которая оформляла также декорации и стенды в музее, коровка и телёночек стали выглядеть, как настоящие.

— Вы бы знали, как мы ресницы клеили! Уже корова едет, звонит моя дочка Юля, говорит: «Мам, у коровы нет самого главного… ресниц!» Для меня-то, конечно, главное, чтобы у коровы вымя было, — смеётся Надежда Николаевна. — Но, правда, какая же корова без ресниц. Вместе с Кристиной едем в Олонец, заходим в магазин косметики и просим показать нам самые большие накладные ресницы. У продавщицы было такое удивлённое лицо! Все предложенные варианты нам не подошли. Зашли в магазин рукоделия, объяснили, что нужно. Нам подсказали идею: атласную ленту распустить на ниточки. И вот Кристина отделяла каждую ниточку, обрезала, складывала в ресницы, клеила корове и телёнку. Такой кропотливый труд!

Помощники

Разумеется, создание музея было бы невозможным без помощников. Очень многие люди поддержали начинание: кто-то помогал собирать информацию, кто-то приносил экспонаты, кто-то участвовал в ремонте, молокозаводы предоставили макеты своей продукции. Всем причастным создатели музея безмерно благодарны.

— В первую очередь меня поддерживала моя семья, — отмечает Надежда Николаевна. — Вместе с мужем собирали экспонаты, он помогал в каждой мелочи. Рядом с коровой скамеечка стоит — ей больше ста лет, мы её привезли из Тверской области. Большой вклад внесли мои подруги и активистки Александра Николаевна Буслович, Нина Викторовна Варшутина, Татьяна Михайловна Григорьева, Ирина Николаевна Петрачкова, Кристина Вячеславовна Петрова. Ремонт с большой любовью делал Вячеслав Михайлович Морозов. Идей было много, но он все их воплотил, даже сделал окошечко, за которым маленький хлев — всё, как мы хотели. Большое спасибо Валерию Николаевичу Кириллову: он свои фотографии для нас распечатал, вставил в рамочки, повесил. Без поддержки ничего бы не вышло, в первую очередь, без поддержки главы поселения Алевтины Козловой.

— Когда Надежда Николаевна пришла ко мне с этой идеей, мне она сразу пришлась по душе, — говорит Алевтина Владимировна. — Загорелись обе, у нас были схожие мысли. Музей — дело нужное, но когда в деревне нет ни воды, ни света нормального, понятно, что в первую очередь будем заниматься решением первостепенных вопросов. Из местного бюджета сюда ни копейки не потрачено. Участвовали в проектах, выигрывали гранты. На музей коровы ТОС «Мегрегские карелы» получило пятьсот тысяч рублей от республики, плюс сто тысяч собрали софинансирование. Отопление сделано по программе «Народный бюджет», правительство выделило полтора миллиона рублей. Мы не думали, что в этом году получим газ, но генеральный директор «Газпром газораспределение Петрозаводск» Юрий Азаров и его заместитель Сергей Петрушенков нас поддержали, благодаря этому у нас теперь газовое отопление. Самое главное, что наши детки смогут приходить сюда, наглядно узнают, откуда берётся молоко, которое мама покупает в магазине, будут понимать, как молоко образуется. Надеюсь, здесь будет хороший образовательный, развлекательный, туристический центр.

В планах администрации поселения превратить Armas talo в этнокультурный центр. Здесь уже проводятся мастер-классы, идёт ремонт остальных помещений, в следующем году предполагается сделать туалеты.

— Впереди ещё много работы, — подводит итог Надежда Николаевна. — Будем продолжать собирать информацию о работниках совхоза, проводить экскурсии и мероприятия.

Узнать, откуда берётся молоко, можно уже сейчас: погладить коровку по носу, позвенеть колокольчиками, подержать в руках доильный аппарат. Следить за новостями Дома ремёсел, записаться на экскурсию можно в группе в сети «ВКонтакте» vk.com/armas_talo или по телефону +7-921-701-83-79.

Дарья ДМИТРИЕВА

Фото автора

Музей разместился в Доме ремёсел
Уголок памяти Анны Зайцевой
Так содержатся телята
Экспозиция, посвящённая быту


Написать комментарий