г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

БОРЦЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

6 февраля 2024
15 января, в День следственного комитета Российской Федерации, мы решили задать серьёзному человеку не очень серьёзные вопросы о его работе. Руководитель Олонецкого межрайонного следственного отдела СК России по Республике Карелия Илья Балашов рассказал о том, как поймать преступника и почему ни один робот не сможет заменить хорошего следователя.

— Илья Сергеевич, что Вам больше всего нравится в Вашей профессии?

— Вообще, работа очень интересная, захватывающая. Зацепила она меня потому, что ты общаешься с людьми, в ходе расследования имеешь возможность узнать внутренний мир человека, понять, чем он живёт, как рассуждает. Ну и, конечно, огромное удовольствие я испытываю, когда удаётся восстановить справедливость, добиться результата. Именно это мотивирует меня продолжать.

— А чем Вам не нравится заниматься?

— Думаю, все коллеги меня поддержат, что слишком много работы с бумагами: у нас во всех службах сильно развито «бумаготворчество». Рутина, есте­ственно, никому не нравится, но что здесь поделаешь, ведь это часть нашей работы, поэтому не жалуемся.

— Как понять, что человек — преступник?

— Универсального способа не существует, это всегда долгая плодотворная работа. Главное — первый этап, когда идёт процесс сбора информации, выяснения обстоятельств и общения с людьми. К сожалению, не все легко идут на контакт, многие не хотят быть свидетелями, и это большая проблема. Поэтому приходится начинать простой «житейский» разговор, и уже из него узнавать какие-то подробности, которые в дальнейшем используются в рамках уголовного дела. Последующие этапы вытекают из первого: ты отрабатываешь какие-то версии, беседуешь с кем-то, выясняешь нюансы, и тут всё становится понятно: виноватый человек на этих деталях «посыпется».

— «Чтобы поймать преступника, нужно мыс­лить, как он» — это про Вас?

— Да, это, действительно, так. Каждый злоумышленник особенный, у него свой мотив, свои причины, почему он совершил преступление, и, если ты это поймёшь, дело будет раскрыто. Если мотива нет, значит, человек невменяемый и его нужно лечить.

— Какую роль в раскрытии дел играют психологи?

— Очень важную, безусловно. Я считаю, что главное направление для нас — это несовершеннолетние. Мы сотрудничаем с Центром помощи детям, всегда им помогаем решать разные проблемы. В этом году, к сожалению, не обошлось без преступлений, направленных на детей. В таких случаях психолог обязательно работает с потерпевшими. Мы стараемся создать максимально комфортные условия, поэтому обычно подбираем подходящего специалиста (того же пола, например) и беседуем всего один раз, чтобы затем больше не заставлять ребёнка снова возвращаться мысленно в ту ситуацию, которую он пережил. Бывает, что несовершеннолетние сами становятся преступниками, в этом случае мы пытаемся объяснить им, что они выбрали неправильную дорогу и ничего хорошего их впереди не ждёт.

К работе со взрослыми людьми психологи допускаются реже: обычно их роль — признать вменяемость преступника, подтвердить, что он осознаёт всё, что совершил. Если человек оказывается с психическими расстройствами, его направляют на принудительное лечение, и там с ним уже будут работать другие специалисты.

— Дела в голове не путаются?

— Нет, не путаются. Любое дело уникально, по­этому их легко отличить. Каждый раз ты выезжаешь на новое место, общаешься с новыми людьми, выясняешь новые обстоятельства… Реальные визуальные схемы мы строим только в особых случаях, когда слишком много деталей и всё слишком запутанно. А вообще, за 2023 год мы закрыли 50 уголовных дел, половина из которых — тяжкие преступления (убийства, коррупция). С учётом того, что в отделе трудятся три следователя, это хороший результат.

— Какое дело за прошедший год было самым трудным?

— Сложное дело было у нас летом, в августе, когда в одном из посёлков нашли труп мужчины, на первый взгляд, без телесных повреждений. Так как он при жизни злоупотреблял спиртным, казалось, что образ жизни и стал причиной смерти. Однако в дальнейшем при проведении судебно-медицинской экспертизы выяснялось, что у него всё-таки имеются телесные повреждения криминального характера. На тот момент уже прошло три дня и мы упустили много важных деталей, а люди начали строить свои версии, обмениваться ими и верить в то, что это всё правда. Такие обстоятельства сильно усложняют работу, но, даже несмотря на это, мы смогли найти виновного. Сейчас это дело рассматривается в суде, надеюсь, что справедливость восторжествует.

— Как Вы думаете, возможно ли, что в будущем Вашу работу будет выполнять искусственный интеллект? Может ли машина заменить человека в Вашей профессии?

— Однозначно нет. Общение с людьми — основа нашей работы, здесь важно находить индивидуальный подход к каждому, а искусственный интеллект всегда действует строго по шаблону. Нереально раскрывать дела, выучив только всю необходимую теорию: мы выясняем новую информацию каждый день, взаимодействуя с человеком напрямую.

Сегодня Следственный комитет — один из наиболее важных участников системы правоохранительных органов Российской Федерации. Такие люди, как Илья Сергеевич, каждый день выходят на работу, чтобы обеспечивать нашу с вами безопасность и во что бы то ни стало восстанавливать справедливость.

Уважаемые сотрудники Следственного комитета и ветераны следствия, своим трудом вы дарите нам спокойствие и чувство защищённости, а мы от всей души желаем здоровья, успехов в службе, и чтобы добро всегда побеждало зло!

Карина ЧЕРНЯКОВА

Фото автора

Написать комментарий