г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

УДИВИТЕЛЬНАЯ ПОЕЗДКА

17 апреля 2024
Не так давно Олонецкому филиалу Генеалогического общества РК посчастливилось побывать у соседей — на гостеприимной лодейнопольской земле. Среди объектов посещения — историко-краеведческий музей, церковь Петра и Павла и знаменитый Свирский мужской монастырь.

В мемориальном комплексе «Свирская Победа» можно увидеть красивый деревянный «терем» (на фото в центре). Именно в нём расположился Лодейнопольский историко-краеведческий музей.

Первой датой открытия мемориального комплекса считается 7 ноября 1944 года — в память о произошедшей в этом же году Петрозаводско-Свирской операции. В 1951 году учреждение расформировали, а в 1968 году в уцелевшем здании старого музея открылся нынешний историко-краеведческий, где можно проследить историю лодейнопольского края, начиная с Петровских времён.

Эпоха царствования Петра

В начале обзора экскурсовод Анна Панкевич рассказала, откуда взялось название города — Лодейное Поле. Так называлась одна из двух равнин речных пойм Свири, на берегу которой строили ладьи (в те времена — лодьи). Было это во времена царствования Петра Первого. Петра привлекли в эту местность корабельные сосновые леса, которыми было богато место. В 1702 году по указу царя под руководством ближайшего сподвижника Петра — Александра Меншикова (чей портрет можно увидеть в музее) — на Свири началось строительство верфи, которая получила название «Олонецкая» (т.к. Лодейное Поле относилось к Олонецкой губернии). И уже в следующем, 1703 году, с её стапелей сошёл 28-пушечный фрегат «Штандарт», капитаном которого стал сам Пётр Первый.

В Петровском зале собрано то, что связано с флотом: пушка с ядрами, царский штандарт (знамя), модели судоверфи и первого фрегата, якорь, корабельный колокол, барометр, канат и др. Здесь посетители услышали рассказ экскурсовода о том, как строились стапеля и смолокурня для судоверфи, а затем и сами корабли — шлюпы, галеры, фрегаты и др. Интересно, что использовался даже детский труд. Дети помогали конопатить что-либо, ведь у них тонкие пальчики, которые везде могут пролезть. А ещё у них хорошее зрение. За их работу царь платил одну копейку. Вроде бы ерунда, но тогда на копейку можно было купить, например, несколько пудов огурцов. Пётр первым ввёл тарифную сетку, по которой оплачивался труд рабочих. Вместе с ними он постоянно работал на верфи, не гнушаясь никакой работы. И получал за свой труд, как и все взрослые, один рубль (в то время на него можно было купить, например, восемь овец).

Корабли, сошедшие со стапелей Олонецкой верфи, участвовали в Северной войне, в частности в знаменитой Полтавской битве. А шлюпы «Восток» и «Мирный» под руководством мореплавателей Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева отправились на Южный полюс — так Беллинсгаузен и Лазарев открыли новый материк — Антарктиду.

Жизнь в 18–19 веках

Благодаря развитию судостроения во времена правления Екатерины Второй поселению был пожалован статус города. Жизни Лодейного Поля в 18–19 вв. и посвящён следующий зал экспозиции. В нём рассказывается о том, как жили простые люди и многочисленные купцы того времени. Статистика гласит: на тысячу человек приходилось приблизительно сорок купцов.

Среди экспонатов зала — много старинных вещей купцов Якимовских. Массивное бюро (письменный стол), швейная машинка «Зингер» (когда-то такая была у моей бабушки!), фарфоровая посуда, бронзовые статуэтки, кожаные перчатки, щипцы для завивки волос и колки сахара и многое другое. Эти вещи помогают нам реально представить жизнь богатых людей того времени.

Рассказывая о крестьянстве, экскурсовод отметила, что преимущество лодейнопольских (как и других олонецких) крестьян заключалось в том, что в этих местах не было крепостного права, потому что держать здесь управляющих было небезопасно: по реке Лаве проходила граница со Швецией. Лодейнопольцы мало занимались земледелием, т.к. не было плодородных земель. (В основном здесь выращивали рожь, ячмень, овёс.) Зато во многом помогали такие промыслы, как рыбалка и охота. В озёрах и реках водились ценные виды рыб: сёмга, осётр, лосось, сиг и др. Рыбаки добывали их сетями или с помощью остроги (железный трезубец). Нельзя не поразиться храбрости охотников, которые ходили на медведя с рогатиной (деревянная палка, подобная копью, с острым пером). Добыть медвежью шкуру — было верхом желания, ведь в то время она стоила немыслимые деньги — 700 рублей!

И острогу, и рогатину, и многие другие орудия лова можно увидеть в экспозиции. Интересными для посетителей стали старинные вещи, явившиеся прообразом современных: ступа без дна — нынешняя стиральная машина, маленький табурет с дыркой посередине — ходунки, деревянный круглый стержень — утюг и др. Не менее привлекательными оказались разнообразные плетёные вещи — лапти, кошели, кошмы (корзины для муки), а также крестьянская одежда с орнаментом, который являлся оберегом у вепсов (в основном именно они населяли это место).

Вся власть — Советам!

Проследовав в следующий зал, мы оказались в царстве Советской власти, потому что он посвящён именно ей. В предреволюционные годы была построена Мурманская железная дорога (1914–1916 годы), проходящая через Лодейное Поле. В экспозиции можно увидеть кабинет начальника станции того времени. Добротный стол с различными письменными приборами, печатная машинка, телефонный аппарат, сигнальные флажки и рожки, над столом — полотнище «Вся власть — Советам!». Здесь же можно получить сведения о Нижнесвирской ГЭС, построенной в 30-х годах 20 века; о руководителе её строительства Генрихе Осиповиче Графтио.

Суровая военная жизнь

Конечно, нам, молодёжи 70–80 гг. 20 века, ближе тема Великой Отече­ственной войны 1941–1945 гг. Хотя мы родились и выросли уже после неё, но столько о ней слышали от ветеранов, столько прочитали в книгах и увидели на экранах! И вот новое повествование — о военной жизни Лодейного Поля, которое уже в июле 1941 года бомбили со стороны Финляндии.

Анна Револьдовна рассказала, что, когда в начале войны нашим войскам приходилось отступать, многие мирные люди попадали в концлагеря и впоследствии рассказывали, что содержание в них было тяжелее даже, чем в немецких. Финские охранники сами попивали пивко и водочку, закусывая салом и колбасой, а в это время заключённые погибали от голода.

Когда финнам предложили мир на условиях 40-го года, они не согласились и до 1944 г. продолжали боевые дей­ствия. 24 июня 1944 года развернулась Свирско-Петрозаводская операция. В это время был проведён так называемый ложный десант. Шестнадцать солдат должны были изобразить переправу с помощью чучел, чтобы финны начали по ним стрелять, а наши воины засекли врагов и послали бы настоящий десант. Вот фамилии героев: Немчиков, Юносов, Тихонов, Павлов, Мытарев, Зажигин, Попов, Паньков, Маркелов, Барышев, Бекбосунов, Малышев, Алиев, Елютин, Морозов, Чухреев. Благодаря грамотным действиям все они остались живы и получили звание Героя Советского Союза. В 2019 году четверым нашим отважным землякам, олончанам Алексею Фариеву, Дарье Дмитриевой, Валерию Куцабову и Артёму Ильину удалось пройти дорогой героев, сымитировав ложный десант, и преодолеть вплавь Свирь, толкая «плот с манекеном». Так они решили выразить благодарность бойцам, не щадившим своих жизней ради жизни на земле.

В сентябре 1944 года Финляндия, поняв, что русские побеждают, «переобулась»: запросила мира с СССР, объявила войну Германии. А в честь Свирско-Петрозаводской операции в Лодейном Поле в этом же году появился Парк Победы — первый в Советском Союзе (затем уже в Москве, Ленинграде и других городах).

Ещё много всего интересного можно было узнать и увидеть, побывав в Лодейнопольском краеведческом музее. Посетители получили массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений.

Ирина КОРНИЛОВА

Написать комментарий