г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

Остановки на бегу

27 ноября 2020


Бег для Евгения Ивановича Зорина — стиль жизни. От участия в легкоатлетических соревнованиях районного, республиканского и всесоюзного уровней до беготни по различным инстанциям и кабинетам для организации спортивных мероприятий в нашем районе.

Сегодня, накануне его 75-летнего юбилея, мы вместе с юбиляром сделали несколько остановок на этой марафонской дистанции длиною в жизнь, чтобы вспомнить некоторые её моменты.

— Евгений Иванович, как Вы считаете: 75 лет для мужчины — это много или мало?

— Я думаю, что и мало, и много. Мало потому, что если мужчина физически готов, то он может выполнять любую работу. А много потому, что уже накоплен большой опыт, который можно и нужно передавать молодым, по-другому смотришь на жизнь.

— А как Вы вспоминаете свои 75 прожитых лет?

— В трудах и спорте, в беге и беготне. Безусловно, помнится учёба в школе и пединституте. А бегать я любил с детства, с первого класса можно сказать. Мама была против: «Зачем ты идёшь бегать? Вся деревня (Сармяги — прим. авт.) смотрит, как ты бегаешь. Даже пальцем у виска крутят»,— говорила. А я отвечал: «Мама, я навоз от коровы вынес, воды принёс. Что ещё нужно сделать? Ничего? Тогда я пойду, побегаю?»

— То есть тренировались по собственной системе?

— Не было на тот момент учителя или тренера, который бы научил технике бега, но была цель: попасть в сборную школы, а затем в сборную района. Первый раз я попал в сборную Обжанской школы, но не по бегу, а по лыжам. В Олонце соперники были серьёзные, и в призёры мне попасть не удалось. Немного повзрослев, я стал попадать в сборную района по бегу. Уже будучи учеником Куйтежской школы, поехал на соревнования по кроссу в Пряжу, по результатам которых формировалась сборная республики ДСО «Урожай».

— Удалось добиться успеха? 

— На одном из поворотов сиганул через канаву, обставил сразу троих соперников и финишировал вторым. В составе сборной предстояло ехать на всесоюзные соревнования в Нальчик, но надо было разрешение из школы — выпускной класс всё-таки. Классный руководитель сказала: «Зорин, не поедешь!», учитель физкультуры: «Надо ехать!», а директор школы воздержался. На следующий день я решил поехать и пошёл домой к директору сообщить об этом. Но дома директора не было, а была его супруга (работала у нас воспитательницей в интернате). Она и одобрила: «Молодец! Поезжай!»

В Нальчике спортсмены как рванули... Мне показалось, что я на месте стоять остался. Не было специальной скоростной подготовки. Выносливость была, а скорости не было. Но выступили нехудшим образом, расположились в середине турнирной таблицы. Надо отметить, что в составе сборной пять человек были из Олонецкого района... А экзамены в школе я сдал. На экзамене по физике даже обратился к комиссии: «У кого ещё какие вопросы?»

— Иного пути, как в спорт, уже не оставалось?

— Я всегда любил лес, собак и охоту. После седьмого класса собирался стать лесничим. Поехал поступать в лесотехнический техникум, но не прошёл по конкурсу, а тогда он был 3–4 человека на место. Так лес, собаки и охота остались моим увлечением на всю жизнь. В пединститут же на факультет физического воспитания поступил позже и, можно сказать, случайно.

— Как так?

— У страха глаза велики. Думал: куда мне, деревенщине, в институт?! Но молодые учителя, работавшие в нашей школе первый год, убедили: «Не бойся! Туда все такие же парни из деревень приезжают».

— Чем вспоминаются студенческие годы?

— Беготнёй. Надо было попадать в сборную института по бегу, зачёты сдавать. Даже в выходные дни тренировался.

— Попали?

— Попал. У нас были очень престижные соревнования на 9 марта — эстафета по городу. Пединститут соревновался с университетом. На своём этапе я бежал вместе с Юрием Степановичем Ланёвым (известный в республике человек, руководитель турклуба «Сампо»). Не уступил.

А ещё за годы учёбы запомнилось участие в научном эксперименте. Закрывали в барокамеру, в которой создавался разрежённый, как в горах, воздух, и брали анализ крови. Разрабатывали методику тренировок в условиях высокогорья.

— После окончания института — домой?

— Была возможность остаться работать в институте, но очень хотелось домой. Год проработал учителем в Коткозерской школе, оттуда же призвали в армию. А затем вызвали в РОНО (районный отдел народного образования) и сказали: «Принимайте спортивную школу, будете директором». Не очень хотелось в начальники, но не поспоришь. Теории нас учили хорошо, но как претворить идеи в жизнь... Вот тогда я столкнулся с понятием «лимит». Есть у тебя мысли, есть у организации деньги, но нет лимита на покупку того же инвентаря и... всё! А из материальной базы было две пары лыж да три пары ботинок огромного размера. Всё остальное на руках у спортсменов. Так и началась эта семилетняя «каторга», — улыбается. — Как сказал один мой знакомый, «кто работает на таком месте, у того должна внутри сирень цвести. Цветёт эта сирень и радует людей». Ты не должен считаться со временем, делая работу. И мы не считались. Много хороших дел сделано. Та же освещённая лыжная трасса первой в республике появилась у нас. Начали проводить ставший традиционным легкоатлетический пробег Самбатукса–Олонец на 9 Мая. 35 лет в этот день я встречал восход солнца в Самбатуксе, чтобы успеть всё подготовить.

— Много лет Вы возглавляли районный спорткомитет.

— Во главу угла на этом посту я всегда ставил график проведения районных соревнований. Привлечь людей к массовому спорту. Тогда и сборную можно сформировать, и народ спасибо скажет. Около 70 различных спортивных мероприятий проводилось в районе за год, не считая школьных соревнований. Это спартакиады производственных коллективов и легкоатлетические эстафеты, велокольцо и «Зимний мяч»... да много чего.

— Олончане помнят, как, уже выйдя на заслуженный отдых, Вы продолжали проводить чемпионаты по футболу среди дворовых команд.

— Это было занятие для души в течение 15 лет. Три раза в году проводили турниры. Собиралось до 12 команд.

— Энтузиазма Вам не занимать. По-прежнему, как Вы говорили, в душе сирень цветёт?

— Честно сказать, да. С большим удовольствием участвую в работе спортивного актива. Рад бы помочь создан-ному несколько лет назад Общественному совету по спорту, но работа его почему-то заглохла, так и не начавшись. Создан у нас и Совет ветеранов спорта, вот только пока что не зовут никуда. А ведь нам, ветеранам, есть что сказать, чем помочь. Вы меня хоть ночью разбудите, я вам расскажу от А до Я, как организовать соревнования.

Беседовал Андрей ВОЛКОВ

Написать комментарий