г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

Криминалисты не волшебники, но некоторые чудеса им подвластны

2 марта 2021

1 марта отмечают свой профессиональный праздник эксперты-криминалисты МВД России. Создание Службы связано с учреждением 1 марта 1919 года Кабинета судебной экспертизы при Центророзыске НКВД РСФСР, который стал первым экспертным учреждением органов внутренних дел Советской России.

Поступив на службу в Олонецкий РОВД в 1988 году, четверть века отдал этой профессии майор полиции в отставке Борис Ильин. О своём пути в профессию и особенностях службы накануне праздника он рассказал нашему корреспонденту.
— Борис Михайлович, что послужило причиной поступления на службу в милицию?
— А ничего не послужило: меня самого нашли.
— Каким образом?
— На тот момент я работал электромонтажником в Олонецком РСУ. Мой будущий начальник (экспертно-криминалистического отдела) Владимир Дмитриевич Петухов выполнял задачу по созданию в Олонце экспертно-криминалистической лаборатории. Чисто «по-земляцки» он обратился к Владимиру Алексеевичу Казнину, известному в районе фотографу (оба родом из Архангельской области), с просьбой порекомендовать хорошего фотографа. Казнин посоветовал обратиться ко мне, поскольку я уже с 15 лет увлекался фотографией. А в криминалистике очень важны знания и умения в фотоделе. Увидев мою домашнюю фотолабораторию, Петухов сказал, что не во всех отделах милиции такие есть. Так меня и «сосватали» на службу. Разговор был зимой, а 28 июня я уже был стажёром в РОВД. Учебка, аттестация, курсы в Москве, Волгограде и Петрозаводске по получению допусков на право производства экспертиз — и стал я полноценным экспертом-криминалистом. Пошла настоящая работа: осмотры, изъятия, экспертизы. И так почти 25 лет.
— Как за эти годы менялась техническая база службы?
— До начала 2000-х сохранялся традиционный «мокрый» фотографический процесс: съёмка на плёнку, проявка, печать. С появлением цифровой техники, конечно, стало проще. Но в то же время увеличился объём работы.
— Оживился преступный мир?
— Когда начинал свою службу, то в месяц проводили 10–15 осмотров мест преступлений. С наступлением XXI века в
один из месяцев у меня было 62 осмотра, а в среднем — 40–50 осмотров.
— С чем, по-вашему, это связано?
— Не знаю даже. Может, просто всплеск какой-то, а может, сложная социальноэкономическая обстановка. Ведь основная масса преступлений — кражи. Были, конечно, и убийства, и изнасилования, но это редко.
— Говорят, что у вас в кабинете даже мини-музей был из преступных «экспонатов».
— Это было. Колотушки разные с набитыми гвоздями, сабля ржавая с самодельной ручкой, пики, клинок ножа на лыжной палке, ну и всякие другие самоделки.
— У многих профессия эксперта криминалиста ассоциируется с сидячей кабинетной работой…
— Сидячей её точно не назовёшь. Только когда экспертизу в кабинете делаешь — сидишь, да в машине, когда на
место преступления едешь. Возьмите те же самые незаконные рубки — постоянно в лесу находиться приходилось. В кабинете осмотр не сделаешь.
— Более того, в 2003 году вас направили в командировку в Чеченскую республику.
— Да.
— Какая была задача?
— Наша задача заключалась в правовом сопровождении служебно-боевой деятельности внутренних войск, а именно 46-й отдельной бригады оперативного назначения.
— В чём заключалось правовое сопровождение?
— Та же самая милицейская работа: осмотры, дактилоскопирование, инженерная разведка дороги, разведзаслоны и другие мероприятия. А также оформление и уничтожение обнаруженных фугасов. «Закладки» обнаруживали практически каждый день. Также сопровождали так называемые обозы: колонны с продуктами, которые шли из Дагестана и на взводные опорные пункты. Командировка продлилась 180 суток — это стандартный срок.
— Насколько «киношный» образ криминалиста из многочисленных детективных сериалов соответствует истине?
— То, что показывают в кино, «рядом не стояло». Глупости всякие. По телевизору эксперты всё везде находят. В реальной жизни — попробуй найди!
— За время службы наверняка накопилась масса интересных историй.
— Были трагикомические случаи. Однажды приехали на квартирную кражу, а на форточке ещё мой порошок с прошлого приезда не стёрся. Одну и ту же квартиру несколько раз одним и тем же способом «обнесли». А ещё запомнился оживший покойник.
— Это как?
— В Куйтеже один собутыльник другого топором по голове ударил. Решил, что убил. Сам вызвал милицию. Мы приехали на осмотр. Я ногу у «покойного» пошевелил, смотрю — не окоченел ещё. А у него ещё и пульс есть. Ожил покойник-то. Ну, мы, конечно, сразу его «по скорой» и отправили.
— Какими качествами должен обладать человек, решивший стать экспертом-криминалистом, и что бы Вы пожелали своим коллегам в канун праздника?
— Не надо быть слишком впечатлительным — картины преступлений разные бывают. Это нелёгкая работа, требующая упорства, настойчивости, старания и аккуратности. Этого пожелаю и тем, кто несёт службу, и тем, кто собирается связать с ней свою жизнь. Традиционно — успехов, удачи и семейного благополучия, потому что тылы должны быть крепкими!

Беседовал Андрей ВОЛКОВ

Написать комментарий