г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

Военное детство

24 мая 2021

Дети и война — нет более ужасного

сближения вещей на свете.

А. Твардовский

Война. Какое страшное слово! Мне 14 лет, о войне я знаю только из произведений литературы, уроков истории и рассказов старших. Сейчас в мире идут военные события, но они так далеко от меня. В 1941–1945 годах страшная война коснулась нашей семьи. Нет, меня, конечно, ещё не было, а вот мои дедушка и бабушка были детьми, младше меня намного.

Мальчики и девочки бегали, играли, помогали родителям по мере своих возможностей. Забот о том, что покушать, что надеть, не было. Всё вокруг было просто, спокойно. Июнь. Лето. Долгожданное тепло.

Война! И всё резко изменилось моментально. Дедушке и бабушке было только по три с половиной года, они ещё ничего не понимали.

Семья бабушки, Брыксиной (Вильдяева в девичестве) Нины Андреевны, жила в землянке вместе с мамой, сестрой и двумя братьями. Бабуля была самая маленькая в семье. Её отца на войну не взяли, а Ивана, среднего брата, которому шёл семнадцатый год, призвали. Петра, старшего брата, тоже мобилизовали, но он доехал только до Казани, а его как классного токаря вернули на завод. В городе Сталинске (Новокузнецке) Кемеровской области, где и жила семья бабули, был крупный металлургический завод.

Сибирь. Как она далека от фронта, но как близко война! Первую военную осень и зиму прожили тяжело, но была на­дежда на скорое возвращение всех домой, да и по возрасту не всё запомнилось. Помнит моя бабуля, что было очень голодно, всё время хотелось есть. Её мама старалась и накормить, и одеть своих ребятишек, но что-то купить было сложно: всё отправлялось на фронт. Прабабушка оставляла детей дома, а сама отправлялась по деревням и что-то меняла на еду, что-то на одежду. Когда наступила весна сорок второго года, на полях собирали картофель, оставленный с осени. Клубни были перемороженные, подгнившие, из них делали «тошнотики»: перетирали в пюре и жарили на сковороде без масла. Бабуля вспоминает, что терпеть их не могла, от них действительно тошнило, а мама её уговаривала: «Нинка, ну хоть немного поёшь…» Из разных трав варили суп, делали лепёшки. Были времена, что за весь день в так называемом меню была только вода из колодца. Спасали пайки брата, которые он получал как рабочий. Подросла старшая сестра Зоя, её приняли на работу посудомойкой в детский лагерь. Этот лагерь был организован для эвакуированных детей. В 1943 брата Ивана комиссовали по ранению, он тоже устроился работать в лагерь сторожем. Бабуля вспоминает, что иногда Зоя и Иван приносили кашу, им давали как паёк. Такой вкусной каши бабушка больше никогда не ела.

Не оставляла людей мысль о том, что немцы могут победить, это вызывало жуткий страх. Бабуля помнит, как с особым вниманием в городе все слушали новости, сбегались в определённое место и вникали в каждую фразу, звучащую из громкоговорителя. В дни, когда наши войска одерживали очередную победу, новость разлеталась моментально — все приободрялись.

Окончание войны забыть невозможно. Это было великое счастье! К счастью, в семье бабули никто не погиб! А вот в соседних домах были плохие вести — похоронки. Много людей не вернулось…

Дедуля — тоже ребёнок войны, они с бабулей одногодки, даже родились с разницей в три дня!

Дедушка, Брыксин Юрий Никитович, родился в селе Уксунай Тогульского района Алтайского края. В семье дедули служили на фронте отец и брат, их призвали в самом начале войны. Для многодетной семьи деда настало очень тяжёлое время. Моя прабабушка осталась с пятью малолетними детьми на руках: младшему было всего два месяца, дедушке моему — три с половиной года, а его сестре — тринадцать, брату — шесть лет и ещё одной сестрёнке — два годика. Сельский дом, в котором жили дедуля и его семья, был небольшим, деревянным, его нужно было топить, поэтому вместе с теми мальчишками, которые хоть как-то могли помогать, мой дедуля ездил на санях в лес, где они собирали хворост. Прабабушка работала на полях в колхозе. Ей приходилось искать не только дрова, еду, но и одежду. Конечно, маленькие донашивали за старшими, если ещё оставалось что носить, а старших нужно было одевать. Помогали соседи. Дедуля говорит, что потом его мама рассказывала, как люди все держались вместе, помогали друг другу. Самое страшное для родителей — когда дети просят кушать. Голод был жуткий, семья большая, дети — один меньше другого. Дедуля вспоминает, что ели всё, что только можно было. Собирали травы: лебеду, крапиву, иван-чай; варили супы. Надо сказать, что дедуля был менее привередливым, в отличие от бабули: он ел лепёшки из мороженого картофеля с большим удовольствием. Дедуля вспоминает, как горевала его мама в ожидании весточек от мужа и сына, они доходили очень долго, ведь Алтайский край далеко от фронта. К сожалению, письма не сохранились. А так хотелось бы узнать, что же писали мои родственники домой тем, кто их ждал.

Долгожданная Победа! Великое счастье — домой вернулись и отец, и брат! Прадедушка и брат дедули воевали на Карельском фронте. Дошли до самого Берлина. Оба были награждены орденами и медалями. О них в нашей семье всегда говорят с гордостью. В День Победы мы берём портреты наших прадедов и вместе с моей младшей сестрой и родителями идём к памятным местам нашего села. Мы гордо движемся в колонне Бессмертного полка — мы же рядом с нашими солдатами!

Я, действительно, горжусь тем, что в нашей семье есть герои! Да, они есть до тех пор, пока мы о них помним. Никто не имеет права забрать у нас нашу память. Спасибо нашим предкам за Победу, Великую Победу!

Глеб КУКСОВ

Написать комментарий