г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

Во имя жизни и здоровья

20 июня 2021

Мы часто вспоминаем клятву Гиппократа, когда нас что­-то не устраивает в работе врачей. Пожалуй, ни к какой другой профессии мы не предъявляем такие высокие требования.

А ведь работа врача, фельд­шера, медсестры, санитарки — это ежедневный подвиг в борьбе за наши жизни и здоровье. Сегодня в Олонецкой ЦРБ трудятся 286 человек: 42 врача, 118 сотрудников среднего медицинского персонала, младшие медицинские и технические работники. В структуре ЦРБ — стационар, поликлиника, две врачебные амбулатории и 10 ФАПов. Кроме того в районе работают два передвижных ФАПа.

Это сегодня. Что же было раньше?

Вот что, в частности, пишет в статье «Из истории становления медицинского дела в Олонце» Ирина Павлова (многие олончане помнят её как директора Олонецкого национального музея):

«Развитие традиционной и планомерной медицинской помощи в Олонецком уезде шло очень медленно. Это объяснялось и скудностью средств на это дело выделяемых, и нехваткой медицинских кадров, а также спецификой традиционного уклада жизни местного населения.

Ещё в конце ХVII века в городе существовала больница, открытая Приказом обще­ственного призрения. Больницей формально заведовал врач, но в связи с тем, что он одновременно выполнял судебно-медицинские обязанности чаще не по одному, а двум уездам, где, кроме него, других врачей не было, то фактически больница находилась в руках фельдшеров или даже так называемых лекарских учеников. Учёность последних, по выражению одного из врачей, огра­ничивалась главным образом припиской к послужному списку: «Российской грамоте читать и писать знает». Диагнозы таких фельдшеров формулировались следующим образом: «Венетическая болезнь головы», «Боль под ложечкой» и т. п. Соответственно этим свое­образным диагнозам шло и само лечение больных. Контингент в больнице главным образом, как указано в отчётах, состоял из солдат местных гарнизонов, арестантов, инвалидов и «всякого сброда».

Так обстояло дело в городе. Что же касается сельской местности, то Олонецкая крестьянская палата государственных имуществ, к которой относились деревни, имела свою медицинскую организацию. На службе у неё состояло три врача: один губернский и два окружных. В волостях всех уез­дов работало 13 фельдшеров.

Знахари и повитухи

Окружные врачи несли на своих плечах такую массу формальных дел, что о лечении сельского населения с их стороны не могло быть и речи. Обычно крестьяне видели их только при рекрутских наборах и при вскрытии тел после смерти. Подобные обстоятельства чаще наводили на людей панический страх и не прибавляли доверия врачу. Местное население всячески избегало обращаться к ним за помощью.

За долгие годы под влиянием окружающей среды и тяжёлой борьбы за существование карелы выработали для себя собственное мировоззрение и особый бытовой уклад. Из поколения в поколение передавали предания, традиции, заклинания, магические обряды и поверья. Практически в каждой деревне были свои знахари и повитухи. Ранние и ревностные последователи православия, карелы благоговейно относились к языческим традициям. С древнейших времён местное население вело здоровый образ жизни, имело крепкое телосложение и было в состоянии следить за своим здоровьем.

С постепенным переселением в край пришлых людей и развитием отхожих промыслов в Олонецкий край проникло пьянство, тяжёлые венерические заболевания, инфекционные эпидемии, с которыми уже не могли справиться местные знахари.

Первый врач

В Олонце впервые врач появился в 1852, им был титулярный советник Игнатий Антонович Войнилович. По окончании полного курса медицинских наук Императорского университета Святого Владимира Игнатий Войнилович был удостоен звания лекаря. Высочайшим указом переведён уездным врачом в Олонец. Отработал в Олонецком уезде 11 лет. За выслугу лет 17 мая 1857 года был произведён в коллежские асессоры. Выполняя обязанности Олонецкого уездного врача, он также в разное время был врачом в Петрозаводском, Лодейнопольском и Пудожском уездах.

В среднем на каждого врача в губернии приходилось по 16,5 тыс. жителей.

Олонецкий уездный и городской врач Любичанковский, приступивший к своим обязанностям в 1867 году, одновременно занимал три должности в Лодейнопольском уезде, там же и проживал. В Олонце больных посещал нечасто.

Под наблюдением уездного врача работали фельдшеры. В 1853 году были открыты два фельдшерских пункта. В 1871 году открыли ещё три пункта. К 1880 году их (пунктов) было в уезде уже семь.

В связи с появлением и развитием земского управления в 1877 году была основана земская аптека, стали развиваться акушерские пункты. Первый земский врач появился в уезде в 1880 году и был одним врачом на весь уезд до 1895 года.

Новая больница

Примерно в 90-х годах XIX века земство стало уделять медицине более пристальное внимание.

5 ноября 1884 года Олонецкая уездная земская управа утвердила проект на постройку в городе новой больницы на 12 мест, которая в 1895 году и была построена.

В целом ассигнования на земскую медицину увеличивались ежегодно. Если в 1896 году затраты составляли 8.3%, то уже в 1912 — 26% от всех расходов земства.

В начале XX века в Олонце и уезде работали врачи: Элленгорн, Шепилевский, Снисаренко; фельдшеры: Знаменский, Сорокин, Алексеев и др. Особенно следует отметить высокий авторитет среди медиков и местной общественности заведующего городской больницей Б. А. Либова. Благодаря его усилиям в декабре 1908 года городская больница была перестроена и обновлена во всех отношениях. Устроена операционная, перевязочная, амбулатория и родильная. Теперь больница по своей обстановке ничем не отличалась от больших губернских. Количество коек увеличилось до 30 мест, пополнился операционный инструмент. Врачи стали проводить серьёзные операции. На III съезде земских врачей Олонецкой губернии в 1908 году уезд отмечался как образцовый во всех отношениях.

Система оказания медицинской помощи была стационно-разъездная. Радиус участка врача достигал 100–110 вёрст, наименьший был 25–30.

Тиф и скарлатина

Аптечное дело в больницах, кроме городской, велось фельдшерами, и от этого оно сильно страдало. За сложными лекарствами приходилось больных отправлять в город. Разъезд во многие волости был очень осложнён плохими дорогами. Многие деревни располагались на островах, среди болот или в глухом лесу. Врачам приходилось прикладывать большие усилия и волю, оказывая медицинскую помощь населению.

Немаловажным фактом является то, что олончане стали всё чаще обращаться за помощью к врачам. Только за 1907 год в городской больнице лечилось 800 человек (для сравнения в 1890 — 190 человек). Количество амбулаторных больных за это время увеличилось с 7725 до 40000 в год.

Самыми распространёнными эпидемиями в уезде были тиф и скарлатина. Очень большой процент был больных сифилисом, туберкулёзом, рахитом, оспой, кожными заболеваниями. Высока была и детская смертность.

Советская власть

В феврале 1918 года в Карелии повсеместно провозглашена Советская власть. Несмотря на то, что уже с первых дней Советская власть поднимала вопросы развития здравоохранения и правильной постановки медицинского дела, на деле решить этот вопрос ей было не под силу.

Основное ядро врачебных кадров тогда составляли бывшие земские врачи. В Олонецком уезде их было после революции всего двое — Пётр Андреевич Маклионов, работавший в Важинской Советской больнице, и Лев Иосифович Шапиро — зубной врач Олонецкой Советской больницы.

Из 20 лечебных учреждений, функционировавших в Олонецком уезде ещё до революции, работало только 10, т.е. половина. Вся медицинская работа исполнялась 19 лицами вместо 55 необходимых. Фармацевтического персонала было недостаточно. Врачебные участки носили название врачебных чисто формально. Следует отметить, что в эти годы продолжалась Гражданская война, Олонецкий уезд находился в прифронтовой полосе. В таких условиях сложно было решать вопросы здравоохранения.

В январе 1918 года в Олонецком уезде был создан отдел здравоохранения. Он подчинялся исполкому Олонецкого уездного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Отдел решал вопросы борьбы с эпидемиями, санитарным состоянием школ, общественных мест. Принимаемые им меры были не в состоянии остановить в то время вспышки различных заболеваний.

Доктор­подвижник

Только в годы первой и второй пятилеток здравоохра­нение в Олонецком уезде и в целом по стране начинает развиваться быстрыми темпами.

В Олонец стали прибывать молодые врачи, в основном выпускники Ленинградских медицинских вузов, направленные в своё время из респуб­лики на учёбу.

В 1927 году получил направление в Олонец Пётр Васильевич Студитов. Он горячо взялся за дело. Молодой врач восстанавливал медицинские фельдшерско-акушерские пунк­ты, организовывал учёбу сестёр и санитарок. Часто ездил по району. Делал сложные операции. В первые годы, когда не хватало врачей, хирург Студитов был и терапевтом, и окулистом, и зубным врачом, и даже акушером. Это был настоящий доктор-подвижник. Пётр Васильевич Студитов воспитал целое поколение медиков. Его учениками были Анна Семёновна Лопатина, Павел Антонович Львов, Владимир Осипович Строганов, Николай Васильевич Гробов и многие другие.

За годы двух первых пятилеток была переоборудована Олонецкая центральная больница. Количество коек в больнице увеличилось в два раза. Каждый год в больницу прибывали новые специалисты.

К 1940 году в районе работали уже 19 врачей, более 70 фельдшеров. Функционировали 4 больницы, 9 фельдшерских пунктов. Успехи в области здравоохранения были налицо.

Дальнейшее развитие медицинской помощи в районе прервала Великая Отече­ственная война. За годы оккупации материальной базе здравоохранения Олонецкого района был нанесён большой ущерб. После войны полностью восстановили довоенную сеть медицинских учреждений в районе. При активном участии Студитова в районе была построена новая больница, санитарно-эпидемиологическая станция. В больнице появились рентгеновский, зубопротезный и другие кабинеты…».

Загляни в глаза врача

Так происходило становление медицины в нашем районе. С тех пор и до сегодняшних дней многое поменялось, но одно осталось неизменным: олончане знают и помнят профессионалов своего дела, оказавшим им помощь в трудную минуту.

Врач часто соприкасается с болью, которую вынести может далеко не каждый. Иногда ощущение её притупляется, и тогда врач не способен на борьбу. Наверное, в любой другой специальности с этим можно жить, но только не в медицине.

Если перед тобой стоит вопрос: быть или не быть — загляни в глаза врача, которому завтра предстоит принять бой за твою жизнь, жизнь близкого тебе человека. Дай Бог, чтобы глаза эти сияли верой в себя, в свои знания, в свои руки!

С профессиональным праздником вас, наши гиппократы и авиценны! Это огромное сча­стье — жить во имя людей и ежедневно совершать новые подвиги, подвиги в белых халатах на поле ежедневного боя за право пациента на полноценную жизнь и здоровье.

Подготовил Андрей ВОЛКОВ

Использованы материалы www.olonec.ru, www.1sn.ru

Фото из архива Олонецкой ЦРБ


Написать комментарий