г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

КОМУ КРУИЗ, А КОМУ — РАБОТА!

24 июля 2022

   

К редакции подъезжает УАЗик МЧС — так начинается история о том, как мне посчастливилось попасть на патрулирование Олонки, Тулоксы и Ладожского озера с сотрудниками Олонецкого инспекторского участка ГИМС.

Новый номер

Я сажусь рядом с водителем — госинспектором по маломерным судам Андреем Николаевичем Фоминым. По пути присоединяются руководитель участка Сергей Анатольевич Потапов и госинспектор Валентин Николаевич Шмялин. Для полного состава команды не хватает только техника Анастасии Крыловой (она занимается делопроизводством). Этот немногочисленный коллектив отвечает за безопасность на воде в нашем районе.

Я сразу получаю новые впечатления — непривычно ехать в высоком автомобиле. Водитель признаётся: «Комфорта никакого, но проходит везде». Правда, без кондиционера в +30о находиться в транспорте тяжеловато.

По прибытии к стоянке патрульного катера БЛ-820 инспекторы первым делом выполняют важную миссию — приклеивают к судну новый номер! Олонецкий участок ГИМС перешёл в новое управление, так что поменялось юридическое лицо и регистрация, а вместе с тем и номер. Слаженные аккуратные действия — и чёрные знаки красуются на боку катера.

Патрулирование проводят еженедельно в разных местах. Олонецкий участок ГИМС контролирует территорию протяжённостью в 80 километров между Ленинградской областью и Питкярантским районом, включая внутренние озёра.

В путь!

Отплываем. Мне досталось кресло рядом с Валентином Николаевичем, который управляет катером. Из окна открывается чудесный вид на реку, обрамлённую густым частоколом деревьев. Валентин садится за штурвал, мотор начинает шуметь, включаются приборы. Они определяют глубину фарватера водоёма, показывают рельеф дна, карту и маршрут движения. Есть сиренная сигнализация для остановки правонарушителей и СГУ (сигнальное громкоговорящее устройство).

Оно тут же идёт в ход: неподалёку на лодочке плывёт пара людей, гребец и его спутница без спасательных жилетов. Сергей Потапов берёт СГУ и вежливо замечает: «Уважаемые отдыхающие прямо по курсу, не забываем надевать жилетики». По правилам, жилеты должны быть на пассажирах или хотя бы на борту судна.

Дальше на нашем пути встречается катер с мужчиной и двумя детьми. Они ничего не нарушили: на закрытой части палубы ребятишкам можно находиться без жилетов. Но катер останавливают, дабы проверить документы, которые оказываются в наличии, и спасательные жилеты.

Тем временем подъезжает моторная лодка с новым владельцем. Перед регистрацией госинспекторы осматривают её состояние на воде. Делают пару фотографий, проверяют документы и убеждаются в том, что судно в порядке, соответствует всем требованиям. Теперь его можно регистрировать. Если этого не делать, с владельцев транспортных средств взимается штраф от 15 до 20 тысяч рублей. Всего в Олонецком участке ГИМС зарегистрировано 1 253 судна.

Так и выглядят главные цели патрулирования: обеспечение безопасности людей на воде, осмотр транспортных средств перед регистрацией, освидетельствование (техосмотр лодки на воде раз в пять лет), проверка документов, прав и состояния судоводителя, а также выявление нарушений. В этот раз правонарушителей не встретилось.

«В последнее время люди стали осознанней относиться к безопасности на воде, — комментирует Сергей Анатольевич. — Я думаю, что ситуация начала меняться в лучшую сторону несколько лет назад, когда руководителем ГИМС в Олонце был Виктор Михайлович Терво. Он внёс большой вклад в нашу работу и убедил людей в том, что безопасность — превыше всего. Сейчас Виктор Михайлович на пенсии, а мы продолжаем его доброе дело».

Без промахов

Чем же ещё занимается ГИМС? Проводит контрольно-надзорные мероприятия, регистрацию, аттестует желающих получить удостоверения на право управления маломерным судном. Ближайшее место для сдачи практической части экзаменов — озеро Долгое в Нурмолицах, а теорию проверяют в ­любом подразделении ГИМС МЧС России.

Сейчас много времени уделяется профилактике: инспекторы работают со СМИ (можете заглянуть в номер нашей газеты от 29.06.22), выкладывают информацию в интернет, проводят занятия в детских садах и школах. Показатели по количеству профилактических мероприятий в 2022 году уже превышают результаты про­шлого на 25%.

На вопрос, какие качества нужны сотруднику ГИМС, чтобы выполнять все обязанности, Сергей Потапов отвечает: «Сила воли, хладнокровие и смелость — промахов быть не может!» Раньше он был руководителем отдела надзорной деятельности при МЧС, потом ему предложили попробовать себя на воде. В ГИМС работает уже шестой год.

«Привыкал долго, — рассказывает Сергей Анатольевич, — было сложно в психологическом плане. На воде может произойти всё что угодно, нужно уметь быстро и чётко принимать решения. Но не жалею, что перешёл. Уже есть привязанность, чувство ответственности и понимание того, что ты нужен. Это осознание пришло, когда, будучи ещё внештатным сотрудником, я принимал участие в спасательной операции вместе с Виктором Михайловичем. Оторвало льдину, на которой было восемь человек. Ночью мы их нашли и спасли».

На Ладоге

Продолжая патрулирование, мы выходим в устье Олонки. С обоих берегов за нами наблюдают любопытные отдыхающие. Держим путь дальше по озеру. Катер мчит на высокой скорости, ветер обдувает его с двух сторон, мотор гудит всеми 320 лошадиными силами. А я любуюсь потрясающей панорамой.

Солнечные лучи красиво играют на поверхности воды, вдали видны величавые сосны и такой же яркий, как солнышко, жёлтый песчаный склон. Немногочисленные облака отражаются в озере, окрашивая его в пастельно-голубые тона. Неудивительно, что люди тянутся в эти места. Когда мы возвращались в устье, народу на берегах прибавилось. Маломерных судов между Тулоксой и Видлицей нам не встретилось.

Делаем остановку. Сотрудники ГИМС с белой завистью поглядывают на отдыхающих, а я рассматриваю внутреннее убранство катера. Здесь есть маленькая кухонька с раковиной, газовой плитой, шкаф и другие удобства. Выхожу на палубу. Под ней — мотор, поражающий своими габаритами. С ним обращаются очень бережно.

Только пальцем погрозить

Пока мы наслаждаемся приятным ветерком, мимо проплывает моторная лодка. Жилетов у людей нет, но это плавсредство ГИМСу не поднадзорно. Госинспекция следит за маломерными судами только некоммерческого назначения, предприниматели под её контроль не подпадают. «Эти товарищи иногда слишком безответственные — без жилетов, без документов. Но за ними осуществляет надзор Карельская транспортная прокуратура, мы же можем только пальцем погрозить, — замечает Сергей Анатольевич. — Хотя власти рассматривают вопрос передачи ГИМС полномочий и по этим суднам».

На обратном пути к месту стоянки дивлюсь красоте местных пейзажей. Моё внутреннее восхищение прерывает голос Сергея Потапова: «Вот ситуация, смотрите: женщина гребёт, а ребёнок в жилете. Всё правильно. Единственный момент — мальчик должен сидеть не за мамой, а впереди, чтобы она его видела». Совет был услышан, вскоре ребёнок оказался в поле зрения женщины.

Мы приближаемся к берегу. Лодочка тем временем проплывает мимо, и Сергей Анатольевич кричит женщине на вёслах: «Если будет встречное судно, прижимайтесь к берегу, чтобы вас не сбило волной». Она кивает и говорит, что старается плыть, держась правой стороны реки. «Да, просто напоминаем, всё правильно!» — следует доброжелательный ответ.

Минута, и катер пришвартован. Так завершается для меня увлекательный круиз, а для госинспекторов ГИМС — обычный рабочий день.

Дарья СОКОЛОВА

Фото автора

   

Написать комментарий