г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ТАЙНЫ МОСТОВЫХ

19 ноября 2022

В этом году на районный историко-краеведческий конкурс «Людьми земля славится» было представлено немало интересных работ. С одной из них, победителем в номинации «Это наша история», мы хотим сегодня познакомить наших читателей (печатается в сокращении).
В феврале 2022 года проект муниципального добровольческого центра Олонецкого района «Возвращение утраченного. Мариинская мостовая» стал одним из победителей «Конвейера добровольческих проектов», реализованного при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта проводился поиск информации об истории Мариинской мостовой (находится в городском парке). Волонтёры исследовали исторические документы, измеряли каменную мостовую и расчищали её от песка и щебня.

Не финны

Архивной информации о Мариинской мостовой практически нет, в документах и краеведческой литературе с таким названием она нигде не упоминается. До настоящего времени точно неизвестно, когда и кем она была построена.

Одна из первых гипотез — о том, что мостовую построили финны во время Великой Отечественной войны, была опровергнута сразу же. В финском фильме и на финских фотографиях первых дней оккупации Олонца в сентябре 1941 года эта каменная мостовая уже существует. На кадрах из фильма видно, что мостовая есть на входе в парк. Дорога напротив Смоленского собора (в настоящее время это поворот с улицы Свободы на улицу Комсомольскую) тоже была вымощена булыжником. Около здания современного музея в военные годы каменной мостовой на кадрах фильма нет.

Однако можно уверенно утверждать, что Мариинская мостовая существует в парке Олонца уже более 100 лет. В исследованиях Николая Кораблёва, историка Карельского научного центра РАН, есть упоминание об элементах городского благоустройства: «В конце XIX – начале XX века в центре Олонца часть мостовой была покрыта булыжником».

Раскопки

Во время археологических раскопок, которые проводились на территории современного парка в Олонце с 1973 по 2008 годы, археологическим отрядом под руководством Светланы Ивановны Кочкуркиной были найдены древесные конструкции Олонецкой крепости. Это было большой удачей для археологов, поскольку в сухих поч­вах Карелии органика быстро разрушается. Но почвы Олонца представляют собой влажные отложения. В такой среде деревянные постройки древнего города законсервировались и хорошо сохранились.

Раскопки требовали самоотверженного труда. Вскрытые площади практически сразу заливало водой, которую приходилось откачивать, чтобы успевать фиксировать появлявшиеся на поверхности объекты. Все найденные деревянные элементы крепости консервировались и сохранялись обратно в земле.

Две деревянные

Во время археологических раскопок 1990–1995 годов были изучены две деревянные мостовые города. Одна, более древняя, шириной 3,2 м, лежавшая на материковом грунте на глубине 0,7–0,86 м от поверхности земли, шла в направлении с запада на восток, почти параллельно реке Мегреге и Никольской башне. Она была построена так: на две параллельные слеги, ориентированные в направлении запад – восток с небольшим отклонением к югу и северу, уложены, тоже параллельно друг другу, брёвна вперемежку с плахами, ориентированные в направлении север – юг с небольшим отклонением к западу и востоку. Эта мостовая сохранилась довольно хорошо, потому что брёвна диаметром 0,24 м предварительно смолили или обжигали.

Вторая мостовая была найдена на глубине 0,44–0,6 м. Её максимальная ширина — 6,4 м, что соответствует документальным данным. Сделана она в основном из сосновых плах диаметром 0,2–0,3 м. Гвозди использовались редко. Железная скоба во время раскопок найдена всего одна. Конструкция второй мостовой аналогична предыдущей. Хорошо сохранились две центральные слеги, идущие в направлении северо-восток — юго-запад. Именно эта мостовая, указанная на плане XVII века, вела от Московской Пробойной улицы к Никольской башне и к мосту через реку Мегрегу к улице Володарского.

Бревно и ныне там

На углу улиц 30-летия Победы и Свирских Дивизий на участке, отведённом под строительство магазина «Хлеб-соль», согласно закону об охране памятников были проведены археологические раскопки в 2004 году.

На глубине около метра нашли остатки деревянной мостовой Московской Пробойной улицы длиной около 10,5 м, максимальная ширина — 3,8 м. Она уходит за пределы раскопа и далее под асфальтированную пешеходную дорожку по улице 30-летия Победы. Мостовая повреждена более поздним фундаментом, сброшенными на неё огромными валунами и вертикально вбитыми столбами от прежних сооружений. Она состояла из хорошо сохранившихся слег, в качестве которых использовались брёвна диамет­ром около 0,23 м.

Эта мостовая отличается от двух раскопанных в 1990 году, сделанных в основном из плах. Здесь использованы мощные брёвна (одно из них длиной около 4,5 м и шириной 0,4 м). Это объясняется тем, что Московская Пробойная улица как главная при въезде в город испытывала большую нагрузку. По документам её ширина достигала более 12 м, вероятно, по этой причине мостовая располагалась на трёх слегах.

Также очевидцы раскопок вспоминают, что во время земляных работ около магазина «Хлеб-соль» рабочие не могли вытащить вертикально стоящее мощное бревно, и его пришлось забить в грунт. В настоящее время это бревно находится на пешеходном переходе к магазину, его хорошо видно . Так крепость, а возможно, и Московская воротная башня напоминают о себе…

Во время археологических исследований 2007 года между магазином «Посудная лавка» и зданием старой гостиницы под толстым слоем земли на глубине немногим более метра выявлен деревянный настил, располагавшийся на слое тёмно-серой материковой глины. Его максимальная ширина — 7,6 м, длина — 3 м. Он был сделан из бруса, лишь в редких случаях использовались брёвна. Для укрепления настила использовались нагели. Было найдено скопление щепы, так как в древнем Олонце при сооружении мостовых строительные отходы оставлялись на месте.

Уникальная

План Олонца 17 века

Несмотря на то, что деревянные мостовые Олонецкой крепости не сохранились до настоящего времени, у нас есть информация о них из исторических источников, археологических раскопок, воспоминаний очевидцев. О каменной мостовой, находящейся в парке, сведений недостаточно.

Наша Мариинская мостовая уникальна. Название «Мариинская» было присвоено этой улице 18 октября 1887 года и утверждено Императором Всероссийским Александром III по ходатайству Олонецкого городского общества. Об этом мы можем прочитать в издании «О высочайших посещениях Олонецкой губернии августейшими особами в XIX столетии», вышедшем в Петрозаводске в 1888 году.

29 июня 1887 года Великий князь Владимир Александрович (брат императора Александра III) и супруга его Великая Княгиня Мария Павловна посетили в нашем городе Олонецкое двухклассное городское училище. В память об этом посещении Олонецкое городское общество постановило «ходатайствовать о наименовании улицы набережной реки Мегреги в г. Олонце — Владимирскою, улицы от Гостиного двора до конца границы города по Сердобольскому тракту — Мариинскою». Таким образом, Мариинской называлась современная улица 30-летия Победы, а улица Свирских Дивизий раньше именовалась Владимирской.

В настоящее время на входе в парк ширина Мариинской мостовой составляет 3,65 метра, самое широкое место в середине мостовой — 8,07 метра, общая длина всей мостовой — 83 метра. Сама мостовая состоит из 2-х полос, возможно, что на ней было двухстороннее движение.

Если присмотреться, то камни на Мариинской мостовой разного размера. Самый маленький камушек имеет размер 5 на 2 см, самый большой — 40 на 45 см. Камни привозные или, может, даже принесённые откуда-то сюда. Это подтверждается химическими исследованиями, которые были проведены во время археологических раскопок. Можно представить, сколько труда вложили люди при строительстве Мариинской мостовой!

Мы, олончане, уже много лет ходим по ней и не знаем, сколько ещё загадок хранит эта удивительная дорога. Только совместными усилиями можно разгадать тайну древнего Олонца и Мариинской мостовой. Все мы — участники этого поиска.

Наталья ТЕРЕНТЬЕВА


Написать комментарий