г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

ЖДЁМ ЛИКВИДАЦИИ?

30 марта 2023

Образовательные учреждения существуют до тех пор, пока востребованы, а если нет заботы о них, то нет и качества обучения, а значит, не будет и желающих в них обучаться. Именно такая ситуация сейчас складывается в Олонецком техникуме, который ныне называется отделением Сортавальского колледжа в Олонце.

Президент страны Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию в числе многих важных вопросов обозначил вектор дальнейшего развития системы образования, в частности профессионального: пересмотр болонской системы в высшем образовании и профессионалитет в среднем профессиональном образовании, подготовка миллиона молодых рабочих по наиболее востребованным профессиям, в том числе для сельского хозяйства и транспорта.

Обнадеживающие тенденции, грядут изменения… Хочется верить.

Как было

Если говорить о профессионально-техническом образовании в СССР, эта система решала триединую задачу:

1. Разделить потоки обучающихся старшего звена. Ученикам, которые хорошо осваивали программу основной школы и имели перспективы продолжить образование в техникуме или вузе, предлагалось окончить полную среднюю школу (10 классов) или учиться в учреждениях ССО с получением среднего специального образования. А тем обучающимся, которым более подходила практико-ориентированная система обучения, предлагалось обучаться в системе проф­техобразования. Каждый принимал решение на своё усмотрение.

2. Гибко реагировать на потребности рынка труда территории, на которой работают данные образовательные организации.

3. Осуществлять педагогическое сопровождение в процессе профессионального обучения студентов — значительную часть контингента обучающихся можно смело отнести к категории «трудных». Поэтому особая роль уделялась мастеру производственного обучения, непосредственно руководившему учебной группой, и в целом воспитательной системе образовательных организаций.

Профессиональные программы включали в себя теоретическое обучение, лабораторно-практическое, производственное обучение в мастерских, в учебном хозяйстве, на производстве, самостоятельную производственную практику и индивидуальное обучение (вождение).

При поступлении обучающиеся, несмотря на представленные медицинские справки, в первую неделю проходили углублённый медицинский осмотр, что давало уверенность в профессиональной пригодности с точки зрения состояния здоровья поступивших. Обучающиеся ПТО получали полное государственное обеспечение: питание, стипендию, повседневное обмундирование, спецодежду и обувь для работы.

На примере

Давайте рассмотрим пример подготовки трактористов-машинистов — профессии, требующей серьёзных знаний и навыков, являвшейся базовой для нашего училища.

Практические занятия организовывались по звеньям в составе учебных групп. В одной группе в течение одного дня работали несколько педагогов. Мастера производственного обучения были подготовлены и постоянно учились. Параллельно организовывалось индивидуальное вождение тракторов. Материальное обеспечение соответ­ствовало требованиям к оснащению образовательной деятельности. То есть ученик, который, скажем прямо, не хватал звёзд с неба в школе, попадал в систему, где в процессе изучения специальных дисциплин по профессии ему читали лекцию, затем он в составе звена под руководством мастера изучал узлы и агрегаты или различные образцы техники, переходя ежедневно от одного учебного места к другому, предусмотренному программой цикла. Потом с мастером на производственном обучении готовил технику к работе в поле или более углублённо изучал. Затем — работа на учебном хозяйстве, далее — экзамен и получение временного удостоверения, и в завершение — производственная практика и защита диплома.

Процесс формирования профессио­нального навыка и психологии профессионала длительный и затратный, система практико-ориентированного обучения высоко эффективна для любой категории обучающихся, даже для самых «неперспективных», но при условии её обеспечения.

Всё остальное от лукавого: сокращение часов вождения, сокращение численности мастеров производственного обучения, отсутствие оборудованных учебных мест, отсутствие исправной учебной техники и материалов для её работы и т.д. — такие действия администрации образовательных учреждений в управлении образовательным процессом сегодня норма.

История изменений

На примере Олонецкого СПТУ №2 можно наблюдать историю изменения в системе профессионально-технического образования. В 1960-х сдан в эксплуатацию учебный комплекс на улице Полевой с учебным корпусом, включающим спортзал и столовую, зданием производственных мастерских с необходимым набором помещений для работы с техникой, гаражом, здание трёхэтажного общежития на улице Ленина. В 1980-е годы сдан учебный комплекс с трёхэтажным учебным корпусом, общественно-бытовым корпусом и пятиэтажным общежитием. Старое общежитие переоборудовано под жилой дом для работников училища, был заложен фундамент нового пятиэтажного дома для персонала.

Грянули 90-е! Государство последовательно отказывалось от своих социальных завоеваний. В профтехе средств не хватало на элементарное. В двухтысячных появилась надежда на улучшение ситуации, финансирование налаживалось, пусть не в полном объёме, но уже сами научились немного зарабатывать на нужды учреждения. Организовали обучение по новым профессиям, сформировали много предложений для курсовой подготовки, по-другому стали сотрудничать с потенциальными работодателями.

И всё же контингент студентов оставался высоким — в 2005 году на линейке 1 сентября в строю стояло 530 студентов дневного обучения. В этом заслуга коллектива, опытных педагогов и мастеров производственного обучения: даже в сложных условиях на ранее созданной базе удавалось готовить студентов качественно. Молодые люди получали квалификацию, сохранялся определённый порядок в организации всех наиболее важных процессов, и информация о таком положении дел расходилась среди абитуриентов. Важным фактором было значительное число предлагаемых для обучения профессий и специальностей.

Законодательство об образовании менялось постоянно, и складывалось такое впечатление, что система проф­техобразования недооценена в России. Возникла тенденция отказа от технически сложных профессий, таких, как водитель автотранспортных средств, перестало уделяться должное внимание оснащению практических занятий. Слесарное дело в том виде, в каком оно существовало раньше, — в составе группы за верстаками, когда каждый студент полностью обеспечен инструментами и материалами в соответствии с программой, — повсеместно кануло в Лету.

Подготовка к службе в армии — особый вопрос, которому всегда уделялось серьёзное внимание. Были времена, когда курс начальной военной подготовки выпускников заканчивался боевыми стрельбами из АКМ на стрельбищах. А в Олонецком СПТУ №2 обучали механиков-водителей гусеничных тягачей типа ГТТ, ГТСМ, МТЛБ как дополнительной профессии. Подготовка водителей автотранспортных средств была организована ещё в 2005 году по всем категориям, трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства — тоже по всем категориям. Сейчас об этом остались только воспоминания.

Укрупнение

Решено было пойти по пути укрупнения учреждений, присоединив к наиболее «успешным и перспективным» техникумам бывшие ПТУ.

Но система управления, при которой рабочее место руководителя образовательной организации находится за 200 километров от структурного подразделения, работающего круглосуточно с большим количеством студентов (сейчас числится 142 студента), не выдерживает критики. Никому ведь не придёт в голову сократить капитанов кораблей, оставив по одному капитану на 2–3 судна, находящихся в разных морях, и чтобы такой капитан управлял подведомственными судами смсками. Или оставить по одному дирижёру на несколько оркестров в разных городах — зачем их так много, ноты ведь есть. Нетрудно догадаться, что будет происходить в этих удалённых от руководителя коллективах…

Роль мастеров производственного обучения уравнивается с ролью преподавателя с доплатой за кураторство (классное руководство). Ну какое тут эффективное педагогическое сопровождение трудного контингента, если педагог весь день на занятиях? А материальное обеспечение вообще не выдерживает никакой критики…

Стекляшки и золото

Беда в том, что объединение совсем не отвечает тем трём задачам, которые описаны выше. Нельзя не учитывать особенности обучающихся, нельзя бездумно насаждать традиционные стандарты среднего профессионального образования на систему начального профессионального.

Да и принцип «своя рубашка ближе к телу» никто не отменял: всё лучшее — в головной офис колледжа. Олонецким аборигенам — бусы и стекляшки, себе — золото. Четыре года нет развития, стагнация по всем показателям. Вот и итог: только 5–10 процентов выпускников основной школы Олонецкого района поступают на отделение колледжа (училище, техникум) в Олонце, 20–25 процентов получают среднее образование в школах, остальные едут получать профессиональное образование за пределы Олонецкого района и Республики Карелия.

Профессионалитет — это программа с акцентом на спецпредметы, профессиональную подготовку. Сокращение сроков обучения предусматривается в основном за счёт снижения количества часов общеобразовательных предметов. С учётом особенностей контингента обучающихся это должно было когда-нибудь произойти.

Но введение программ профессионалитета в Олонецком отделении колледжа в нынешних условиях, при ежегодном приёме на первый курс 50 абитуриентов, через два года снизит общее количество студентов на треть, останется менее 100 человек. В таком случае не стоит исключать решение о переводе оставшихся студентов в Сортавалу и Петрозаводск для завершения обучения и ликвидации Олонецкого подразделения вовсе.

Несмотря на то, что время уже упущено, ещё не поздно задуматься властям всех уровней, общественности и родителям о том, что мы теряем огромный образовательный ресурс, созданный предшествующими поколениями, гордость аграриев района — собственное профессиональное образовательное учреждение.

Виктор ЕФРЕМОВ

Написать комментарий