г. Олонец, ул. Карла Маркса, 10
Часы работы
Понедельник
08:00 — 16:00
Вторник
08:00 — 16:00
Среда
08:00 — 16:00
Четверг
08:00 — 16:00
Пятница
08:00 — 15:00
Суббота
выходной
Воскресенье
выходной

КАК СТАТЬ МАШИНИСТОМ?

14 августа 2023
6 августа — День железнодорожника
Девятилетний Егор Притчиев с раннего детства мечтает стать машинистом. Он рисует локомотивы и представляет, как сам управляет большим тяжёлым составом, а на день рождения просит родителей купить игрушечную железную дорогу. В честь Дня железнодорожника мы решили помочь Егору и ещё десяткам таких же мальчишек и девчонок, которые хотят связать свою жизнь с РЖД, и рассказать о том, как воплотить их мечту в реальность.

Немного истории

Профессия машиниста появилась в 1825 году, когда английский изобретатель Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования. Она была всего 40 километров в длину и соединяла два небольших городка на северо-востоке Англии — Стоктон и Дарлингтон. Скорость движения поезда составляла восемь километров в час, из 33 вагонов состава 12 были наполнены углём и мукой, а в остальных находились люди, первые пассажиры.

В Россию профессия пришла в 1837 году благодаря Николаю I, под руководством которого построили первую в империи Царскосельскую железную дорогу, соединяющую Петербург и Царское Село. Затем появились Варшаво-Венская железная дорога (1848) и линия Санкт-Петербург–Москва (1851). В 1891 году Александр III поручил своему сыну, будущему императору Николаю II, приступить к постройке Транссибирской магистрали, которая была открыта в 1916 году и стала самой длинной железной дорогой в мире: её протяжённость составляет около 10 000 километров.

Профессия сегодня

На сегодняшний день железные дороги общей протяжённостью в 124 000 километров имеются в 79 из 85 регионов России, что делает профессию железнодорожника очень востребованной. Зарплата зависит от квалификации специалиста и начинается от 40 000 рублей в регионах и от 80 000 в Москве и Санкт-Петербурге, что может обеспечить достойный уровень жизни. Ещё одним немаловажным фактором является престижность профессии, её полезность для общества, ведь именно благодаря машинистам мы можем с комфортом путешествовать внутри страны и за её пределами, а также избегать автомобильных пробок в крупных городах и экономить своё время. Люди этой профессии помогают в транспортировке грузов, значительно ускоряют процесс стройки и производства, упрощают нашу с вами жизнь: почту и товары с онлайн-магазинов тоже перевозят в поездах.

До недавнего времени профессия железнодорожника считалась чисто мужской, но с первого января 2021 года управлять многотонными составами разрешили и женщинам.

Как стать машинистом?

Чтобы стать машинистом, необходимо окончить девять или одиннадцать классов школы, а затем поступить в железнодорожный техникум или колледж на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Также возможен вариант обучения в центрах регионального отделения РЖД или прямо на месте будущей работы: например, для того, чтобы управлять составом в метро, можно устроиться в депо. Будущий машинист сначала пройдёт слесарную практику, потом изучит оборудование электропоезда и получит те навыки, которые необходимы для управления составом.

По окончании обучения человек получает специальность помощника машиниста, затем на протяжении двух лет «нарабатывает наезд», то есть учится применять все полученные знания на практике под руководством более опытного машиниста-наставника. Когда срок самостоятельной отработки навыков истекает, железнодорожнику необходимо сдать квалификационный экзамен, и при успешном его прохождении человек наконец-то будет допущен к управлению поездом, но только на короткие дистанции.

Для получения возможности руководить пассажирским составом и ездить на большие расстояния, машинист должен качественно отработать не менее пяти лет и окончить специализированное высшее учебное заведение — только тогда присваивается звание «специалист первого класса».

Как понять, что эта профессия мне подходит?

Железнодорожник — это ответственная и нелёгкая профессия, поэтому человек, управляющий поездом, должен обладать рядом личностных и профессиональных качеств и навыков.

В первую очередь работа машинистом не подойдёт тем, у кого проблемы со здоровьем: зрением или слухом, сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системой, органами дыхания и вестибулярным аппаратом. Люди, которые управляют составами, обязаны ежегодно проходить медкомиссию, чтобы исключить вероятность возникновения аварийных ситуаций по вине машиниста. Также для железнодорожника важно быть стрессоустойчивым и внимательным, уметь трезво оценивать ситуацию и принимать решения в критических случаях, брать на себя ответственность и обладать молниеносной реакцией. Ну и, конечно, машинист должен безупречно знать строение и технические характеристики электропоезда, которым управляет, уметь содержать состав и ухаживать за ним в процессе эксплуатации, вовремя выявлять и устранять неисправности.

Профессия железнодорожника будет востребована на рынке труда до тех пор, пока производство и управление транспортом не станет полностью автоматизированным. Несмотря на то, что техника развивается и многие процессы сегодня компьютеризированы, без управления живым человеком механизмы не работают.

Мы от всей души поздравляем всех, кто причастен ко Дню железнодорожника, и выражаем благодарность за вашу отвагу и за тяжёлый труд, который изо дня в день делает нашу жизнь лучше, проще и безопаснее. 

 Подготовила Карина ЧЕРНЯКОВА

Написать комментарий